87
Выяснеше д'Ьтямъ нравственныхъ понятШ и усвоеше навыковъ
чтешя по отношении къ этому содержание составляетъ одну изъ основ-
ныхъ задачъ и всего школьнаго ученья по русскому языку. Говоря
вообще, и всякая русская статья, —и не только о человек!;, но и о
природе,—по существу своему—нравственна. Читаемъ ли мы статьи
объ отношешяхъ между членами семьи, объ отношешяхъ отдельной
личности къ своимъ и чужимъ людямъ, объ отношешяхъ къ обществу,
народу, государству, объ отношешяхъ къ иноплеменникамъ и инов'Ьр-
цамъ, —мы, несомненно, учимъ нашихъ учениковъ христинской нрав
ственности, каковая должна быть проявляема и къ отд’Ьльнымъ лицамъ,
и къ совокупностямъ этихъ лицъ. Читаемъ ли мы статьи о природе,—
мы учимъ нашихъ детей познавать явлешя Божьяго
Mipa,
вносить въ
этотъ м1ръ добро и разумъ, пользоваться имъ по запов'Ьдямъ Божшмъ,
открывать въ немъ разумъ и красоту и проч., и всЬмъ этимъ мы въ
широкомъ смысле слова воспитываемъ въ д’Ьтяхъ нравственное чувство.
И это вполне понятно: вся современная культура человечества, въ
той или другой м'Ьре, обосновывается на христшнскихъ началахъ нрав
ственности и стремится воплотить эти начала во всГхъ формахъ и
проявленьяхъ въ жизни. Потому-то и статьи, разъясняющая д'Ьтямъ то
или другое нравственное понятш, могутъ, въ зависимости отъ своего
содержашя, находить себе место въ любомъ отделе книги для класс-
наго чтевш*). ОднГ только статьи
церковнославянстя
, по особенно-
стямъ языка, должны составить особый отдГлъ, а еще лучше—особую
книгу для класснаго чтешя.
Существовавш въ современныхъ книгахъ для класснаго чтешя
особаго отдела релишозно-нравственпыхъ статей объясняется принятой
системой (вернее—безсистемностью) въ распределена всего материла
на отделы, отсутствшмъ логическаго единства въ подразделешяхъ, отсут-
ствшмъ единства и целостности въ выборе и группировке материла,
долженствующаго составлять содержаше всего школьнаго учешя по
русскому языку: достаточно просмотреть общи заглавш отделовъ, въ
каше сгруппированы въ большинстве существующихъ книгъ все статьи,
чтобъ убедиться въ полномъ отсутствш какой бы то ни было логиче
ской системы въ распределен^ избраннаго для чтешя материла.
Понятно само собою, что статьи релипозно-нравственнаго содер
жашя, будутъ ли оне составлять особый отделъ, или же будутъ рас
пределены по разнымъ отделамъ, —статьи эти должны въ одинаковой
*) Считаешь нужнымъ напомнить вновь, что статьи объ учеши Православной хрисиан-
ской церкви составляютъ специльное содержите Закона Бож
1
я, и этого предмета мы зд4сь
вовсе не касаемся, какъ не входящаго въ нашу программу и не нодлежащаго сужденш нашему.