Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  95 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 95 / 308 Next Page
Page Background

87

Выяснеше д'Ьтямъ нравственныхъ понятШ и усвоеше навыковъ

чтешя по отношении къ этому содержание составляетъ одну изъ основ-

ныхъ задачъ и всего школьнаго ученья по русскому языку. Говоря

вообще, и всякая русская статья, —и не только о человек!;, но и о

природе,—по существу своему—нравственна. Читаемъ ли мы статьи

объ отношешяхъ между членами семьи, объ отношешяхъ отдельной

личности къ своимъ и чужимъ людямъ, объ отношешяхъ къ обществу,

народу, государству, объ отношешяхъ къ иноплеменникамъ и инов'Ьр-

цамъ, —мы, несомненно, учимъ нашихъ учениковъ христинской нрав­

ственности, каковая должна быть проявляема и къ отд’Ьльнымъ лицамъ,

и къ совокупностямъ этихъ лицъ. Читаемъ ли мы статьи о природе,—

мы учимъ нашихъ детей познавать явлешя Божьяго

Mipa,

вносить въ

этотъ м1ръ добро и разумъ, пользоваться имъ по запов'Ьдямъ Божшмъ,

открывать въ немъ разумъ и красоту и проч., и всЬмъ этимъ мы въ

широкомъ смысле слова воспитываемъ въ д’Ьтяхъ нравственное чувство.

И это вполне понятно: вся современная культура человечества, въ

той или другой м'Ьре, обосновывается на христшнскихъ началахъ нрав­

ственности и стремится воплотить эти начала во всГхъ формахъ и

проявленьяхъ въ жизни. Потому-то и статьи, разъясняющая д'Ьтямъ то

или другое нравственное понятш, могутъ, въ зависимости отъ своего

содержашя, находить себе место въ любомъ отделе книги для класс-

наго чтевш*). ОднГ только статьи

церковнославянстя

, по особенно-

стямъ языка, должны составить особый отдГлъ, а еще лучше—особую

книгу для класснаго чтешя.

Существовавш въ современныхъ книгахъ для класснаго чтешя

особаго отдела релишозно-нравственпыхъ статей объясняется принятой

системой (вернее—безсистемностью) въ распределена всего материла

на отделы, отсутствшмъ логическаго единства въ подразделешяхъ, отсут-

ствшмъ единства и целостности въ выборе и группировке материла,

долженствующаго составлять содержаше всего школьнаго учешя по

русскому языку: достаточно просмотреть общи заглавш отделовъ, въ

каше сгруппированы въ большинстве существующихъ книгъ все статьи,

чтобъ убедиться въ полномъ отсутствш какой бы то ни было логиче­

ской системы въ распределен^ избраннаго для чтешя материла.

Понятно само собою, что статьи релипозно-нравственнаго содер­

жашя, будутъ ли оне составлять особый отделъ, или же будутъ рас­

пределены по разнымъ отделамъ, —статьи эти должны въ одинаковой

*) Считаешь нужнымъ напомнить вновь, что статьи объ учеши Православной хрисиан-

ской церкви составляютъ специльное содержите Закона Бож

1

я, и этого предмета мы зд4сь

вовсе не касаемся, какъ не входящаго въ нашу программу и не нодлежащаго сужденш нашему.