88
—
мгЬр4 со всеми другими удовлетворять общепедагогическимъ' требова
нымъ относительно доступности ихъ изложены и подержаны: только
при строгомъ соблюдены этого условы и можно ожидать, что оне
будутъ охотно прочитаны, разумно усвоены учениками, и произведутъ
воспитывающее на нпхъ воздейсгвы.
Къ сожал'Ьшю, многы и многы изъ этого рода статей въ суще-
ствующихъ квигахъ для класснаго чтены далеко не удовлетворяютъ въ
этомъ отношены и самымъ скромнымъ педагогическимъ требованымъ.
Затруднительны эти статьи по языку, трудны, не въ меру силъ уче
ника, и по своему содержант, и учитель не им^етъ ни силъ, ни
средствъ пршхотить детей къ чтенно непоспльнаго материла. Такимъ
образомъ, неумело и необдуманно выбранныя статьи, не отвечающая
педагогическимъ требованымъ, не только не отв-Ьчаютъ высокимъ зада-
чамъ релипозно-нравственнаго учены и воспитаны, но и могутъ дать
не желательные въ этомъ отношены результаты, и страшная ответ
ственность за это целостно падаетъ на составителей подобныхъ руко
водства
Церковнославянсиое чтеше.
Хотя предметъ этотъ и высоко ставится въ требованыхъ по от
ношение къ народной школе, но нельзя не признать, что для педаго
гической его обработки сделано въ большинстве существующихъ
руководствъ очень немного, и преподаватель этого предмета чувствуетъ
себя вполне безпомощнымъ, вследствы чего дйло, за редкими исклю-
чеными, ведется рутинно, и все заняты сводятся къ чисто механи
ческому чтенш.
Хотя въ нашей школьной литературе и имеются руководства,
педагогически обработанный и одобренный Министерствомъ Народнаго
Просвещены и Св, Синодомъ, все же почему-то они далеко не везде
употребительны, и не всеми разделяется убеждены, что постановка
церковнославянскаго чтены должна удовлетворять, наравне съ другими
предметами, требованымъ педагогическимъ. Преподаватель нередко не
только не имеетъ въ своихъ рукахъ педагогически составленныхъ руко
водствъ, но и не знаетъ основныхъ задачъ этого предмета, —желатель-
ныхъ конечныхъ результатовъ, какихъ онъ долженъ достигнуть, и
целесообразныхъ прымовъ правильнаго учета.
Основная задача церковнославянскаго чтены, на нашъ взглядъ,
заключается (какъ и въ чтены русскомъ) въ томъ, чтобы, воздействуя