89
на ученика содержанкмъ этого чтенк, воспитать въ немъ религкзно'
нравственный понята, впечатленк, образы и въ то же время дать ему
усвоить навыки правильная воспрктк путемъ чтешя, коими онъ могъ
бы воспользоваться въ будущемъ *). Конечный результата, какого же
лательно достигнуть въ школе,—ввести ученика въ разум^ше Евангелк
и, по возможности, молитвъ, п15Споп'Ьнш, псалмовъ, поемыхъ и читае-
мыхъ во время церковнаго богослужевш.
Дело обученк церковнославянскому чтешю затруднено, сравни
тельно съ русскимъ чтешемъ, т'Ьмъ обстоятельствомъ, что ученику
необходимо здесь воспринимать содержаше на языке, хотя и родствен-
номъ русскому, но все же малопонятномъ. Это обязываетъ преподава
теля еще заботливее относиться къ выбору и последовательному рас
пределен^ матеркла и къ употребленш целесообразныхъ пршмовъ
обученк.
Не касаясь подробностей, установимъ здесь обгадя руководящк
положенк, характеризуются постановку этого предмета
Ученикъ научается разуменш церковнославянскаго языка исклю
чительно практически, безъ всякихъ грамматическихъ объясненщ. Въ
первое время онъ научается понимать новыя формы изъ целесообразно
подобранныхъ изреченш (по нескольку па каждую отдельно взятую
форму), а затемъ читаетъ и целыя статьи, подобранный въ порядке
трудности со стороны языка, какъ и въ русскомъ чтенш (см. Букварь,
Вешше Всходы и Книга для церковнославянскаго чтешя—Д. И. Тихо
мирова).
Содержаше читаемая (после предварительныхъ упражневш) должно
быть заимствовано, по преимуществу, изъ Евангелк, что особенно
важно на первое время; на первой ступени предлагаются статьи повество
вательный, на второй и третьей —учительныя, а также —песнопешя,
псалмы и проч. (Такой порядокъ распределена матеркла вполне со-
ответствуетъ и обязательной для школъ программе Закона Божк).
Молитвы, песнопешя и псалмы могутъ быть прочитываемы и рядомъ
со статьями повествовательными и учительными, если они близки съ
последними по своему содержант, почему и не затруднительны для
разумешя учениковъ. Статьи и отрывки учительная содержанк должно
группировать по однородности ихъ содержанк, для легчайшая и более
прочнаго усвоенк этого содержанк учениками.
*) Подробное вздозкеше системы обучешя церковнославянскому чтенш см. въ кнпгЬ для
церковнослаявнскаго чтешя Тихомирова: а) руководство для учителей, б) руководство для уче
никовъ (ч. I и II), а также—„Чему и какъ учить на урокахъ родного явыка“.