Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  92 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 92 / 308 Next Page
Page Background

84

Историческое чтеше.

Постановка въ школахъ историческаго чтенш относительно со-

держашя оставляетъ желать многаго. Изложенш, но большей части,

отличается сухостпо. Д'Ьтямъ передаются отдельные факты, не связан­

ные, не обобщенные между собою, не освещенные мыслью. Не ред­

кость встретить въ школьномъ матершле не только умолчашя, выну-

ждаемыя необходимости, но и одностороннш нодборъ матершла. Де­

тей знакомятъ, преимущественно, со внешней исторшй, особенно же

Съ

войнами, кровопролитными битвами, при чемъ не выясняется и

историческая необходимость этихъ кровопролитШ; а такой матершлъ

легко можетъ развить въ детяхъ жестокость, ненужную вражду ко

всякому иноилеменнику, тогда какъ современная культура и просве­

щенный правительства стремятся развивать въ народахъ идею брат­

ства для всеобщаго мирнаго преуспеяшя. Такое знакомство съ роднымъ

историческимъ нрошлымъ не вводитъ въ разумеше настоящаго, не под-

готовляетъ въ человеке гражданина своей родины, сознательно любя­

ща™ свою отчизну и широко понимающаго свои обязанности по от-

вошенш къ ней, такъ какъ долгъ гражданина проявляется не на вой­

не только, и не въ томъ только состоитъ, чтобъ на „бранномъ поле“

отдавать за родину жизнь, а служить ей всегда и во всякомъ жиз-

ненномъ положенш.

При правильной постановке, историческое чтеню можетъ иметь

важное образовательное и воспитательное вначеше. Оно даетъ понятш

изъ области сословной, общественной, племенной, народной государ­

ственной жизни и выясняегъ возможный, положительныя и отрицатель­

ный, отношенш отдельной личности къ этимъ совокупностямъ людей.

Чтеше это указываетъ на все то, что и какъ сделано предками на

благо потомковъ, показываетъ высоше примеры служешя родине, вну-

шаетъ чувство долга по отношенш къ настоящему и будущему.

Историческое чтеше ознакомить учениковъ съ темъ, какъ сози­

далась русская народность, ваше племена и народы слились воедино и

образовали руссшй народъ; какъ, въ силу исторической необходимости,

расширялись границы государства, и какое значенш имели эти расши-

ренья для блага всехъ; какъ постепенно росли матершльныя силы на­

рода и увеличивались богатства его; какъ постепенно возвышался на­

родъ и въ своемъ духовномъ развитш —въ просвещенш, въ нравствен­

ности; какъ совершенствовались формы государственной жизни и улуч­

шалось подожеше отдельныхъ лицъ и сословий.