84
—
Историческое чтеше.
Постановка въ школахъ историческаго чтенш относительно со-
держашя оставляетъ желать многаго. Изложенш, но большей части,
отличается сухостпо. Д'Ьтямъ передаются отдельные факты, не связан
ные, не обобщенные между собою, не освещенные мыслью. Не ред
кость встретить въ школьномъ матершле не только умолчашя, выну-
ждаемыя необходимости, но и одностороннш нодборъ матершла. Де
тей знакомятъ, преимущественно, со внешней исторшй, особенно же
Съ
войнами, кровопролитными битвами, при чемъ не выясняется и
историческая необходимость этихъ кровопролитШ; а такой матершлъ
легко можетъ развить въ детяхъ жестокость, ненужную вражду ко
всякому иноилеменнику, тогда какъ современная культура и просве
щенный правительства стремятся развивать въ народахъ идею брат
ства для всеобщаго мирнаго преуспеяшя. Такое знакомство съ роднымъ
историческимъ нрошлымъ не вводитъ въ разумеше настоящаго, не под-
готовляетъ въ человеке гражданина своей родины, сознательно любя
ща™ свою отчизну и широко понимающаго свои обязанности по от-
вошенш къ ней, такъ какъ долгъ гражданина проявляется не на вой
не только, и не въ томъ только состоитъ, чтобъ на „бранномъ поле“
отдавать за родину жизнь, а служить ей всегда и во всякомъ жиз-
ненномъ положенш.
При правильной постановке, историческое чтеню можетъ иметь
важное образовательное и воспитательное вначеше. Оно даетъ понятш
изъ области сословной, общественной, племенной, народной государ
ственной жизни и выясняегъ возможный, положительныя и отрицатель
ный, отношенш отдельной личности къ этимъ совокупностямъ людей.
Чтеше это указываетъ на все то, что и какъ сделано предками на
благо потомковъ, показываетъ высоше примеры служешя родине, вну-
шаетъ чувство долга по отношенш къ настоящему и будущему.
Историческое чтеше ознакомить учениковъ съ темъ, какъ сози
далась русская народность, ваше племена и народы слились воедино и
образовали руссшй народъ; какъ, въ силу исторической необходимости,
расширялись границы государства, и какое значенш имели эти расши-
ренья для блага всехъ; какъ постепенно росли матершльныя силы на
рода и увеличивались богатства его; какъ постепенно возвышался на
родъ и въ своемъ духовномъ развитш —въ просвещенш, въ нравствен
ности; какъ совершенствовались формы государственной жизни и улуч
шалось подожеше отдельныхъ лицъ и сословий.