—
88
—
чать чтете , знакомя съ образами и картинами изъ семейной жизни
и различныхъ взаимныхъ отношенш члеповъ семьи. Значеше семьи и
тихихъ семейныхъ радостей станетъ еще бол^е яснымъ, когда пред
станут! передъ ребенкомъ картины жизни вик родной семьи и безъ
семьи— разлука съ милыми, сиротство, одиночество, а равно и карти
ны бедности и различныхъ жизненныхъ невзгодъ — нищенства, убоже
ства и проч. Картины эти заронятъ вмЬст'Ь съ т'Ьмъ и чувство жало
сти и сострадавш къ чужому горю, желаше притти на помощь чужо
му несчастш.
Изъ жизни семейной классное чтете введетъ ребенка въ жизнь
съ другими людьми — съ чужими,— выяснить положительныя и отрица
тельный, желательный и нежелательный взаимный отношенш человека
къ человеку. Статьи этого рода выяснять долгъ взаимной уступчиво
сти и миролюбш, безкорыстной дружбы, взаимной любви, посильнаго
служетя другимъ,
готовности
жертвовать на пользу другихъ и своими
личными интересами, и даже жизнш.
Ч те те выяснить далЬе и долгъ человека по отношенш къ себгЬ
самому: основа лнчнаго и общаго благополучш — честный, полезный
трудъ и рядомъ съ этимъ— просвищете ума знатями, забота объ
умственномъ и вравственномъ совершевствованш.
Изъ круга личныхъ отношенш чтете ведетъ ученика къ кругу
отношенш общественныхъ, даетъ поняНе объ условшхъ и формахъ
общественной жизни, о потребностях! и средствах! общественныхъ,
государственных!; объ обязанностях! каждаго по отношенш къ обще
ству и целому народу, о высоком! долггЬ служить всЬмъ, что есть, на
пользу общества, народа и государства; внушить, наконец!, возвышен
ное чувство братской любви и къ чужому народу, къ человеку вообще,
безъ различш племени и вЬры. Эти высшш понятш и чувства воспи
тываются, между прочимъ, историческим! чтешемъ, знакомящим! съ
культурным! развитшмъ жизни народа, разнообразными формами слу-
женш на его пользу.
Первоисточником! нравственности служить божественное учете
Христа, а высочайшим! и недостижимым! идеалом! для каждаго— Об-
разъ Великаго Учителя,— и релипозно-нравствепное чтете евангель
ских! статей окончательно утвердить и укрЬпитъ въ душЬ ребенка
правила нравственной жизни, давъ имъ непререкаемый авторитет! во
ли Божшй*).
*) Мы не входимъ здЬсь въ разсмотрЬше всего значемя и содержашя Закона Бония
какъ предмета школьнаго учешя, а указываеиъ лишь на связь съ этимъ предметомъ русскаго
чтешя, чтобы т'Ьмъ самымъ установить цЬлостность и единство всего школьнаго учешя