Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 308 Next Page
Page Background

20

что издавна было и есть въ народе, и лишь укрепляйте въ немъ доб-

рыя, непосредственно применимый въ жизни привычки, и посредетомъ

этихъ привычекъ дисциплинируйте человека въ религюзномъ, семейномъ

и общественномъ отношеныхъ. Это одинъ взглядъ; другой, не отрицая

важнаго значены привычекъ въ деле правильнаго воспитаны, полага-

етъ при этомъ неотложно необходимымъ дать правильную и крепкую

основу для поддержаны и направлены въ будущемъ всей многообраз •

ной духовной деятельности

человека: воспитывайте и развивайте въ

ребенке присупця ему, какъ существу разумному, духовныя силы,

чтобы онъ, созданный по образу Божлю, захотелъ бы потомъ самъ,

по данной ему свободной воле, сохранить въ себе этотъ образъ Бо-

жы и въ своемъ непрестанно развивающемся светломъ уме и любве-

обильномъ чувстве и въ сознательно и разумно на добро направлен­

ной и съ годами крепнущей воле. Разъясненно этихъ двухъ основныхъ

вопросовъ школьнаго воспитаны и обучены будетъ посвящена часть

нашихъ заняты, а теперь мы лишь разсмотримъ ихъ принцишально.

Ближайшая цель воспитаны —разумное и доброе поведены воспитан­

ника ее въ еастоящемъ только, но и въ будущемъ, когда онъ станетъ

действовать самостоятельно и непринужденно. Нршбретаемыя въ дет­

стве вообще и въ школе въ частности привычки,

однгъ только при­

вычки,

могутъ ли охватить собою всю многообразную совокупность по­

ложены и отношены человека въ жизни? Можно ли въ детстве, и

разъ навсегда, составить привычки, коими человекъ потомъ руковод­

ствовался въ каждомъ отдельномъ

новомъ

явлены своей жизни, —въ

своихъ отношеныхъ къ соседу, къ человеку вообще, къ обществу, къ

государству? Кто можетъ предугадать все эти неисчислимые частные

случаи? Чемъ же человекъ будетъ руководствоваться тогда, решая на­

править въ ту или другую сторону свою деятельность? Не пойдетъ

ли онъ инстинктивно туда, где ему покажется лучше, выгоднее? И

добрая по существу привычка не сделается ли въ применены пороч-

нымъ действшмъ? Кроме того, всякое действы человека нравственно

и ценно по стольку, по скольку оно сознательно и разумно: те или

друпя хорошы, съ практической точки зрены, привычки можно вы­

дрессировать и въ животномъ; но эти действы мы ни вь какомъ слу­

чае не назовемъ нравственными. Привычки, паконецъ, могутъ быть

лишь одною прекрасною формою безъ всякаго содержаны: оне не редко

могутъ даже прикрывать собою фальшь, ложь, порочность: у фарисея

въ евангельской притче были прекрасный привычки, но онъ, по суду

Господа, не получилъ оправданы, а другихъ подобныхъ ему святошъ,