Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 308 Next Page
Page Background

21

Господь назвалъ „гробами изукрашенными” ... И такая деятельность,

основанная лишь на однЬхъ внГшнихъ привычкахъ, не заключаетъ въ

основе своей силы, способной къ дальнейшему совершенствован!», и

человекъ остается мертвеннымъ на всю жизнь. Нравственвыя привыч­

ки— дело не только хорошее, но и необходимое, и школа должна ихъ

воспитывать, целесообразно, разумно дисциплинируя своихъ учениковъ.

Но однехъ привычекъ мало; нужны идеи нравственный, нужно тщатель­

ное воспитаны тГхъ способностей душевпыхъ, кои бы потомъ дали

разумное и доброе направлены воли человека, нужно дать ребенку „во­

ду живу” , нуж.но вдохнуть въ его душу „духъ животворятдй”, и тог­

да онъ „не умретъ во векъ“ . Все сказанное о привычкахъ въ деле

воспитаны въ той же мГре приложимо и къ делу учены: — привычки

решать быстро задачи, красиво и правильно писать, бегло, выразитель­

но и даже толково читать, привычки не только казаться, но и быть

внимательнымъ, усерднымъ, исполнительнымъ, послушнымъ и проч. и

проч., все это можетъ быть хорошо лишь въ зависимости отъ того, къ

чему и какъ оне применяются, куда и во имя чего ошЬ направлены,..

А если вашъ ученикъ потомъ все эти привычки и навыки сделаетъ

себе орудымъ для достижены личныхъ корыствыхъ целей, для удовле­

творены своихъ низменныхъ стремленш? Доволенъ ли будешь ты, учи­

тель и воспитатель, такими плодами своихъ тяжелыхъ трудовъ?

Широкы задачи ставитъ себе современное школьное учете и

воспитаны. Разнообразные и многосложные вопросы предъявляетъ те­

перь всемъ и каждому современная жизнь, и шЬтъ возможности вос­

питать, въ истинномъ смысле, ребенка, помочь ему разобраться въ пред-

стоящихъ жизненныхъ вопросахъ — безъ истинныхъ знанШ, безъ идей,

безъ развиты умственнаго и нравствевнаго. Такое именно развиты,—

какъ ц£ль учены и воспитаны — знамя

пновой“

просветительной школы,

въ отличы отъ

„старой*,

по преимуществу формальной, принудитель­

ной, достигающей нередко нежелательныхъ целей, притупляющей умъ

и доброе чувство ученика.

Въ сутолоке обиходной жизни, мелкы заботы о хлебе насущномъ

заслоняютъ часто самое важное и существенное, что всегда было и

есть въ жизни отдельна™ человека и щЬлыхъ народовъ, — „единое на

потребу” . Малыми блестками света, малыми искорками огня проявляют­

ся въ жизни людей вековечные идеалы добра и правды, и надобно

иметь опытный глазъ и чуткш слухъ, чтобы видеть и слышать ихъ,

и много-много людей „видя — не видятъ, и слыша— не разумеютъ”.

Школьная книга и особенно учитель должны открыть детямъ духов-