21
Господь назвалъ „гробами изукрашенными” ... И такая деятельность,
основанная лишь на однЬхъ внГшнихъ привычкахъ, не заключаетъ въ
основе своей силы, способной къ дальнейшему совершенствован!», и
человекъ остается мертвеннымъ на всю жизнь. Нравственвыя привыч
ки— дело не только хорошее, но и необходимое, и школа должна ихъ
воспитывать, целесообразно, разумно дисциплинируя своихъ учениковъ.
Но однехъ привычекъ мало; нужны идеи нравственный, нужно тщатель
ное воспитаны тГхъ способностей душевпыхъ, кои бы потомъ дали
разумное и доброе направлены воли человека, нужно дать ребенку „во
ду живу” , нуж.но вдохнуть въ его душу „духъ животворятдй”, и тог
да онъ „не умретъ во векъ“ . Все сказанное о привычкахъ въ деле
воспитаны въ той же мГре приложимо и къ делу учены: — привычки
решать быстро задачи, красиво и правильно писать, бегло, выразитель
но и даже толково читать, привычки не только казаться, но и быть
внимательнымъ, усерднымъ, исполнительнымъ, послушнымъ и проч. и
проч., все это можетъ быть хорошо лишь въ зависимости отъ того, къ
чему и какъ оне применяются, куда и во имя чего ошЬ направлены,..
А если вашъ ученикъ потомъ все эти привычки и навыки сделаетъ
себе орудымъ для достижены личныхъ корыствыхъ целей, для удовле
творены своихъ низменныхъ стремленш? Доволенъ ли будешь ты, учи
тель и воспитатель, такими плодами своихъ тяжелыхъ трудовъ?
Широкы задачи ставитъ себе современное школьное учете и
воспитаны. Разнообразные и многосложные вопросы предъявляетъ те
перь всемъ и каждому современная жизнь, и шЬтъ возможности вос
питать, въ истинномъ смысле, ребенка, помочь ему разобраться въ пред-
стоящихъ жизненныхъ вопросахъ — безъ истинныхъ знанШ, безъ идей,
безъ развиты умственнаго и нравствевнаго. Такое именно развиты,—
какъ ц£ль учены и воспитаны — знамя
пновой“
просветительной школы,
въ отличы отъ
„старой*,
по преимуществу формальной, принудитель
ной, достигающей нередко нежелательныхъ целей, притупляющей умъ
и доброе чувство ученика.
Въ сутолоке обиходной жизни, мелкы заботы о хлебе насущномъ
заслоняютъ часто самое важное и существенное, что всегда было и
есть въ жизни отдельна™ человека и щЬлыхъ народовъ, — „единое на
потребу” . Малыми блестками света, малыми искорками огня проявляют
ся въ жизни людей вековечные идеалы добра и правды, и надобно
иметь опытный глазъ и чуткш слухъ, чтобы видеть и слышать ихъ,
и много-много людей „видя — не видятъ, и слыша— не разумеютъ”.
Школьная книга и особенно учитель должны открыть детямъ духов-