22
пыя очи и слухъ, помочь имъ воспитаться на этихъ св'Ьтлыхъ идеа-
лахъ, раздуть прирожденныя каждому человеку искорки стремленш къ
разумному и доброму, чтобъ онЬ разгорались въ неугасаемое пламя,
стали бы жизненными светочами, и светили бы, и согревали во всю
жизнь. Много нужно знать и уметь современному школьному учителю,
чтобъ поставить свое д'Ьло на подобающую высоту. Ему нужно знать
въ учебномъ матершле, что особенно ценно въ воспитательномъ от-
ношеши, что безразлично, что не им'Ьетъ никакого значея1я, —нужно
это знать, чтобъ не подать голодному брату „камня вместо хлеба,
змгЬи вместо рыбы". Нужно учителю знать и те условш, при которыхъ
легче всего воспринимаются детьми знанш и впечатленья, прочнее
усваиваются и претворяются въ жизненное д’Ьло. Нужно учителю въ
совершенстве обладать и прьемами обучешя, чтобы скорее, легче и
в'Ьрн'Ьедостигнуть своихъ целей.
И мало еще знать, чему учить, и уметь, какъ учить; учитель
достигнетъ своей цели лишь тогда, когда онъ все, чему учить, будетъ
и самъ осуществлять въ своей жизни: пробудить и развить въ дру-
гихъ мысль и чувство, обогатить ими другихъ—можетъ только тотъ,
кто самъ мыслить и чувствуетъ; воспитать другого можетъ только тотъ,
кто умгЬдъ и умнеть работать надъ самимъ собою, самъ себя неустан
но совершенствовать. Великую и ответственную задачу возлагаетъ на."
ше время на гакольнаго учителя, многаго ожидаютъ всЬ отъ его ра
боты и,—съ грустью нужно сознаться, жизнь ставить его самого не
редко въ тяжелыя условья, какъ въ матершльномъ, такъ и въ нрав-
ствепномъ отношешяхъ. Будемъ верить и надеяться, что попечитель
ное земство, созидающее народеыя школы, общество, которому школа
служить, иоставятъ и эти школы, и работающаго въ нихъ учителя
въ возможно лучная условш, которыя обезпечивали бы успехъ этого
важнейшаго изъ всехъ совремеиныхъ нашихъ делъ.
Мы твердо веримъ и надеемся, что просветительная мисшя и
благодарная деятельность народнаго учителя, уже и теперь по до
стоинству оцененный въ сознаши лучшихъ людей, получить, наконедъ,
всеобщее признаше, припесетъ ему уважеше ото всехъ и матершль-
ное обезпечете.
Тяжелъ крестъ народнаго учителя, но великъ онъ и святъ. Да
и одному ли учителю суждено въ жизни нести этотъ святой крестъ?
Не высшее ли это назначена каждаго человека, ясно сознающаго
цель своего бытья?...
Гг., сегодня вся мыслящая Россш вспоыинаетъ о жизни одного