19
ши личнаго благоденствы, а въ прыбретены возможности делать
счастливее и разумнее другихъ людей*. Вотъ, гг., святые заветы ис-
торы, одинаково непреложные, какъ для цгЬлаго народа, такъ и для
отд^льнаго лица: только этимъ неуклоннымъ и безостановочнымъ
движешемъ впередъ и живы люди, —безъ движены —застой, мертвый
покой, неизбежная смерть. Однимъ изъ могучихъ оруды этого движе-
ны и самымь действительнымъ средствомъ для того, чтобы делать
людей разумней и добрее, а черезъ это и счастливее, въ лучшемъ
смысле этого слова, служить возможно широкое и полное всеобщее
просвещены. И мы, какъ я уже заметилъ выше, переживаемъ время,
когда все просвещенные народы постановили себе задачею равно для
всехъ благодетельную, безкровную борьбу съ невежествомъ и тьмою
путемъ духовнаго единеаы нросвещенныхъ классовъ съ народомъ, пу-
темъ возможнаго, при настоящихъ условыхъ, прыбщены народа къ
истинному знашю. Это составляете задачу и народной школы, это
светочъ для всехъ нашихъ стремлены, цель всехъ нашихъ дМствгё.
Истинное просвещены народа не только приведете къ просветле-
шю его мысли, къ облагороженш его чувствъ, къ братскому единенш
всехъ и каждаго для общей совместной работы на общую пользу,—
просвещеше народное есть въ то же время всеобъемлющее средство
для ослаблены и постепеннаго искоренены всехъ техъ многообраз-
ныхъ золъ, матертльныхъ и духовныхъ, какы обуреваютъ теперь
нашъ народъ: безъ просвещены немыслимо уже теперь, при MipoBOfi
борьбе, матерыльное благосостояше народа; безъ просвещены нельзя
уврачевать народныя язвы дикости, разгула, всяческой и во всемъ
безпомощности. Только просвещеше сдержитъ губительную силу по-
вальныхъ бедствш, какъ голодовка и моръ, и дастъ сродства для
борьбы съ ними, для предотвращены ихъ; только просвещеше при
несете народу материальное и духовное оздоровлены, уменьшить про
цента смертности, преступности, улучшить формы личной и обще
ственной жизни,- - „свету больше, какъ можно больше свету!* И тогда
всемъ будетъ лучше во всехъ отношеныхъ. Мысль о неотложной не
обходимости просветить темную массу разделяютъ все, или почти
все, —расходятся лишь въ определены средствъ:
въ какомъ направле
ны и какъ воспитывать крестьянскихъ дгътей? Чему и какъ учить
ихъ въ школп и послгь школы
?
Все существующее разнообразы воззрешй, взглядовъ, направлены
на этотъ предметъ можно свести къ двумъ отличнымъ между собою
по существу положенымъ. Одни говорить: поддерживайте учешемъ то,