Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 308 Next Page
Page Background

19

ши личнаго благоденствы, а въ прыбретены возможности делать

счастливее и разумнее другихъ людей*. Вотъ, гг., святые заветы ис-

торы, одинаково непреложные, какъ для цгЬлаго народа, такъ и для

отд^льнаго лица: только этимъ неуклоннымъ и безостановочнымъ

движешемъ впередъ и живы люди, —безъ движены —застой, мертвый

покой, неизбежная смерть. Однимъ изъ могучихъ оруды этого движе-

ны и самымь действительнымъ средствомъ для того, чтобы делать

людей разумней и добрее, а черезъ это и счастливее, въ лучшемъ

смысле этого слова, служить возможно широкое и полное всеобщее

просвещены. И мы, какъ я уже заметилъ выше, переживаемъ время,

когда все просвещенные народы постановили себе задачею равно для

всехъ благодетельную, безкровную борьбу съ невежествомъ и тьмою

путемъ духовнаго единеаы нросвещенныхъ классовъ съ народомъ, пу-

темъ возможнаго, при настоящихъ условыхъ, прыбщены народа къ

истинному знашю. Это составляете задачу и народной школы, это

светочъ для всехъ нашихъ стремлены, цель всехъ нашихъ дМствгё.

Истинное просвещены народа не только приведете къ просветле-

шю его мысли, къ облагороженш его чувствъ, къ братскому единенш

всехъ и каждаго для общей совместной работы на общую пользу,—

просвещеше народное есть въ то же время всеобъемлющее средство

для ослаблены и постепеннаго искоренены всехъ техъ многообраз-

ныхъ золъ, матертльныхъ и духовныхъ, какы обуреваютъ теперь

нашъ народъ: безъ просвещены немыслимо уже теперь, при MipoBOfi

борьбе, матерыльное благосостояше народа; безъ просвещены нельзя

уврачевать народныя язвы дикости, разгула, всяческой и во всемъ

безпомощности. Только просвещеше сдержитъ губительную силу по-

вальныхъ бедствш, какъ голодовка и моръ, и дастъ сродства для

борьбы съ ними, для предотвращены ихъ; только просвещеше при­

несете народу материальное и духовное оздоровлены, уменьшить про­

цента смертности, преступности, улучшить формы личной и обще­

ственной жизни,- - „свету больше, какъ можно больше свету!* И тогда

всемъ будетъ лучше во всехъ отношеныхъ. Мысль о неотложной не­

обходимости просветить темную массу разделяютъ все, или почти

все, —расходятся лишь въ определены средствъ:

въ какомъ направле­

ны и какъ воспитывать крестьянскихъ дгътей? Чему и какъ учить

ихъ въ школп и послгь школы

?

Все существующее разнообразы воззрешй, взглядовъ, направлены

на этотъ предметъ можно свести къ двумъ отличнымъ между собою

по существу положенымъ. Одни говорить: поддерживайте учешемъ то,