18
Припомните свидетельства, сказаны и преданы исторы народовъ
всего
Mipa
и вы убедитесь въ томъ, что вся жизнь человечества есть
неустанный трудъ для преодолены препятствы, стоящихъ на пути къ
наилучшему устройству жизни, начиная съ самыхъ низшихъ потребно
стей ея и восходя къ самымъ высшимъ. Въ защиту себя и своей жизни,
для матеркльнаго обезпечены себя и своей семьи, человекъ борется
съ голодомъ и холодомъ, съ лесомъ п водою, съ хищнымъ зверемъ и
разрушительными явлеными природы, и въ результате побеждаетъ при
роду; и прежны суеверный и раболепный поклонникъ грозныхъ силъ
природы становится властнымъ царемъ ея, а она —его слугою. Для
жизни и за жизнь, не щадя жизни, борется человекъ съ человекомъ,
семья сь семьей, родъ съ родомъ, племя съ племенемъ, народъ съ на-
родомъ, и эти неисчисленвые миллюны человеческихъ жизней въ ре
зультате дали намъ, —потомкамъ,--возможность мирной и безмятежной
жизни все большему и большему количеству людей и на более про
должительные сроки. Наша церковь молится о „мире“ всего „Mipa“ ,
о всеобщемъ благосостояны людей, о духовномъ соединены всехъ, —и
мы твердо веримъ въ непреложность наступлены царства Божы, где
человекъ человеку будетъ „ближны" братъ ,-безъ paзличiя племени и
веры. Отъ перваго человека и до нашихъ дней мы видимъ въ отдель-
номъ человеке и во всемъ человечестве два противоположныхъ точе
ны, два стремлены, две жизни: матерыльная жизнь —это грубое и
узкое себялюбы, сытый и самодовольный покой, —и жизнь духовная....
это стремлены къ обогащенш мысли знаными, къ облагороженпо чув
ства, стремлены не къ личному только, но и для всехъ уравнительно
му счастью, жертва своимъ во имя общаго.
И вся исторы человечества есть неизбытная борьба зла съ до-
бромъ, света съ тьмою, стремлены къ справедливости и правде, къ
преобладанш духовно-светлаго начала въ жизни отдельныхъ лицъ и
народовъ. И непререкаемый результата этой святой борьбы—неизменно
поступательная победа света надъ тьмою, добра надъ зломъ. Въ отдель
ныхъ, частныхъ случаяхъ зло нередко торжествуетъ, но въ общей
исторы человечества, въ человеческой сокровищнице всего
M ipa
все
более и более умножаются — „правда, миръ и радость о Духе Святе“.
Приведемъ здесь справедливыя слова известнаго московскаго про
фессора-историка II. Г. Виноградова: „человечество неуклонно и по
следовательно, хотя, можетъ быть, и медленно подвигается впередх>
сознательно совершенствуясь во всехъ отношеныхъ, при этомъ цель
поступательнаго движены заключается и выражается не въ достиже-