276
Посл'Ь этого ученики легко высчитали цЬну груши 10 коп. и
щЬну яблока 6 коп,
Въ закличете было сказано, что въ задачахъ подобнаго тина пер
вое число первой части условш надо умножать па первое число вто
рой части услом’я и наоборотъ, и для практики сейчасъ же было дано
нисколько подобныхъ задачъ, которыя были решены учениками вполшЬ
удовлетворительно.
Во вторые
V
2
ч&са 3-ыу отдгЬлешю были даны задачи, подобный
р'Ьшепнымъ, для самостоятельныхъ работъ; а съ 1-мъ отд'Ьлетемъ
началъ заниматься Як. Ник. Синюгинъ. Передъ началомъ своихъ за-
пятчй, еще на первомъ получас!, онъ написалъ ученикамъ на классной
доек! крестиками счетъ парами и тройками въ такомъ вид!:
*
*
* * * *
* *
* *
* *
^ гЦ sjc ^
^
* *
* *
* *
* *
=к
*
* *
* *
*
i\i
;jc
%
. г|с
t\i
* * *
*
*• *
* * ijc
%
*
* * *
И
1
^ ^ * * *
Ученики переписали это въ свои тетради. Повторивъ счетъ па
рами и тройками, Як. Ник. Синюгинъ отложилъ на счетахъ 4 кос
точки сразу и спросилъ, что онъ сд!лалъ. Ученики отвечали: вы по
ложили 4 косточки вм !с т ! (учителемъ было обращено внимаше на то,
что можно положить 4 косточки и отдельно, а въ этомъ случай по
ложено 4 косточки вм !с т ! — положена четверка). Зат!мъ была поло
жена другая четверка (съ подобными же пояснетями), и оказалось,
что 2 четверки 8. Потомъ было уяснено поняпе о пятерк! (пяти
предметахъ в м !с т !) на монет"! въ 5 коп., положили одну пятерку кос-
точекъ, потомъ другую пятерку и оказалось, что 2 пятерки 10. Зат!мъ
учитель перешелъ къ д !ленш 4, 6 и 8 на 2 по содержание на зада-
чахъ: „сколько можно купать булокъ за 4, 6 и 8 коп., если каждая
стоитъ 2 коп.?“ РЬгаали эти задачи на наглядныхъ пособшхъ такъ:
ученикъ давалъ учителю 2 коп. и получалъ булку (кубикъ), вовторой
разъ давалъ 2 коп. и получалъ вторую булку и т. д. При этомъ былъ
сд!ланъ выводъ: сколько разъ дашь по 2 коп., столько разъ получишь
по булк!, а потому полезно помнить, сколько двоекъ въ 4, 6, 8 и
10, потому что тогда сразу можно сказать, сколько дадутъ булокъ за
4, 6, 8, 10 коп.
Вечервш заняНя въ этотъ день начались заявлешемъ, сдЬланнымъ
по поводу уроковъ съ старшими учениками. Было сказано о томъ, какъ
трудно рЬшать задачи 3-го рода (алгебраическаго характера) и какъ