— 278 —
аршиномъ, саженью.., м'Ьряютъ такъ, чтобы следующая единица ле
жала возле отмеренной по прямой лиши, почему и самыя меры на-
зываготся линейными; надо показать, когда при измерены (одною ме
рою) получается простое именованное число и когда получается состав
ное (при измерены н1сколькими мерами); сообщить о единичныхъ отно-
шеныхъ всехъ техъ меръ длины, о которыхъ не было сказано въ 1-мъ
и 2-мъ отделевыхъ; наконецъ, надо составить таблицу линейныхъ меръ
и заучить ее наизусть.
При усвоены единичныхъ отношены мЬръ веса, надо показать
весы, вкратце описать ихъ устройство, показать складной медный
фунтъ и его части
(х/з
ф = 1 6 л ,
V
4
ф .= 8
л., V
8
ф .= 4
л., V
16
Ф~
2 л.,
V
32
ф.— 1 л.,
V
48
ф. = 2 зол.,
V
96
ф .= 1 зол.), показать, какъ
производится взвешиваны, сказать о единичныхъ отношешяхъ техъ
меръ веса, о которыхъ не было сказано въ 1-мъ и 2*мъ отделе-
ныхъ, составить и заучить таблицу мЬръ веса.
Такъ же надо поступать при изучены единичныхъ отношенШ
меръ времени: вкратце познакомить съ устройствомъ часовъ, научить
узнавать число часовъ и минутъ, сказать отъ какого момента начи
нается счетъ часовъ, сказать о полдне, полночи, суткахъ, неделе,
ме
сяце, годе и веке.
Аналогично съ только что сказанньшъ надо поступать при изу
чены единичныхъ мЬръ сыпучихъ и жидкихъ телъ, бумаги и
денегъ.
Учить раздробленш и превращение надо въ порядке, указанномъ
въ конспекте, и при томъ не выделять этихъ преобразованы въ осо
бый рубрики, а при изучены единичныхъ отношен1й меръ длины раз
дроблять и превращать простыл и составныя именованныя числа,
выраженпыя въ единицахъ меръ длины, при изученш единичныхъ отно-
щевш меръ веса раздроблять и превращать числа, выраженный еди
ницами веса, и проч. Надо помнить, что, хотя эти преобразованы по
сле изучены умножены и делены отвлеченныхъ чиселъ производятся
безъ особенныхъ усилШ со стороны учащихся, но всетаки и здесь
требуется навыкъ, а потому должно быть сделано достаточное коли
чество упражненш. Для более сильныхъ учениковъ, вследствы одно-
образы, эти упражнены бываютъ скучны, и хотя мы учимся, следова
тельно, исполняемъ работу не потому, что скучно или весело, а по
тому, что мы должны работать, однако же можно однообразымъ вы
звать у малеиькихъ работниковъ отвращены къ делу, поэтому вопро
сы на раздроблены и превращены надо предлагать не только въ су-