— 259 —
Существуетъ еще много другихъ частныхъ случаевъ сложешя,
вычиташя, умножения и дЬлен1я, о которыхъ, если останется время,
будетъ сказано после.
Среда, 10 ш ня .
Утрентя занята. Отъ 9 до
972
часовъ утра учитель И. 0 . Мед
ведеву занимался съ 3-мъ отд'Ьлешемъ, а 2-е отделеше въ это время
было занято делешемъ двузначныхъ чиселъ на однозначныя. Цель
урока въ 3-мъ отделеши —научить делить на 10, 100... Разделивши
какое-нибудь число, напр., 136 на 10, съ соблюдешемъ вс4хъ четы
рехъ известныхь при деленш работъ, учитель обращалъ внимаше уче-
никовъ на то, что, вместо всей произведенной работы, для деленш
числа на 10, достаточно отделить въ делимомъ занятою цыфру сди-
ницъ и тогда слева будетъ частное, а справа остатокъ. Когда ученики
научились основательно делить указаннымъ способомъ на 10, тогда
подобнымъ же способомъ Ив. вед. Медведевъ научилъ деленш на 100.
Въ конце урока онъ задалъ 3-му отделенно самостоятельную работу
делить многозначныя числа на 10 и на 100. Отъ 9Уг до 10 часовъ
со 2-мъ отделешемъ занимался учитель Ник. Ег. Симоненко. Прове-
ривъ самостоятельный работы учениковъ этого отделепш, учитель по-
казалъ, какъ надо делить двузначное число на двузначное постепен-
нымъ отнимавюмъ делителя отъ делимаго. Вечерпш занятш начались
темъ, что слушателямъ курсовъ было предложено разсмотреть тетради,
въ которыхъ изложено реш ете задачъ всехъ 3 родовъ.
ЗатЬмъ по поводу уроковъ Як. Ник. Синюгина въ 1-мъ отделеши
несколькими учителями была высказана весьма основательная мысль, что
очень маленькихъ детей, моложе 8 летъ (изъ 8 учениковъ, принятыхъ
во временное училище при курсахъ, 2 было очень маленькихъ и совсемъ
неразвитыхъ) въ школу брать нельзя, такъ какъ съ ними нужно при
думывать особенный упражненш въ роде техъ, который советовалъ
Грубе, Паульсонъ, Евтушевстй и друг., а
еъ
сельскихъ начальныхъ
училищахъ на т а т я упражненш времени совсбмъ нетъ.
По поводу урока Ив. бед. Медведева было высказано, что деле
ние чиселъ на 10, 100... удобнее учить, опираясь на десятичный со-
ставъ чиселъ при изученш нумерацш.
По поводу урока Нив. Ег. Симоненко было высказано, что деле
ние двузначнаго числа на двузначное можно еще учить, раздавая на
каждую часть по одному, по другому... пока не исчерпается все
де
лимое.