Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  256 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 256 / 308 Next Page
Page Background

— 248 —

тичному составу чиселъ, наприм.: „Ящикъ апельсинъ въ 200 штукъ

стонтъ 10 руб. Сколько надо заплатить за 3578 таквхъ апельсиновъ?“

При рЬшенш такой задачи нрих'одится узнавать цЬну одной и нЬ-

сколькихъ сотенъ, одной и нЬсколькихъ тысячъ, одного и нЬсколькихъ

десятковъ, одной и н'Ьсколькихъ штукъ.

ПослЬ нумерацш учатъ сложенно многозначныхъ чиселъ. Сначала

записываютъ различные примЬры на сложеше, въ которыхъ требоваше

этого дЬйствы выражено всевозможными словами и выражеными:

да,

и, еще, прибавить, присчитать, увеличить на...

; затЬмъ одинъ изъ

записапныхъ примЬровъ читаютъ, употребляя вмЬсто-Ь, вышеозначенныя

слова и выражены. На записанныхъ примЬрахъ указываютъ элементы

сложены: слагаемыя и сумму, послЬ чего даютъ опредЬлеше сложены,

нридумываютъ задачи на это дЬйствш и изъ частныхъ случаевъ ело-

жены двухъ и пЬсколькихъ 4, 5, 6 и разнозначныхъ слагаемыхъ вы-

водятъ механическое правило сложены, которое должно быть усвоено

не многократнымъ его повторешемъ, а вычислешемъ достаточнаго ко­

личества примЬровъ па сложеше.

Такъ какъ ученики уже давно знаютъ, что 5+ 2= 2 + 5, то мож­

но заставить ихъ примЬнить эту неизмЬнность суммыпри всевозмож-

пыхъ перестановкахъ слагаемыхъ и къ болыпимъ числамъ: черезъ это

они научатся повЬркЬ сложены сложешемъ и будутъ пршбрЬтать на-

выкъ въ быстротЬ вычислены.

Полезно учить дЬтей тому, чтобы они узнавали, какы задачи

дЬлаются сложен]'емъ, когда сложеше можно дЬлать и когда нельзя и

что въ такомъ случаЬ надо дЬлать сначала.

Почти все сказанное о сложены было уже показано на одномъ

изъ практическихъ уроковъ въ 3-мъ отдЬленш.

Вычитанш многозначныхъ чиселъ надо учить аналогично съ тЬмъ,

какъ учили сложение, только съ необходимыми доиолневыми: надо на­

учить повЬркЬ вычитаны сложешемъ (это имЬетъ значеше и кромЬ

повЬрки вычитаны: такъ находится уменьшаемое, что при рЬшенш

задачъ очень важно), повЬркЬ вычитаны вычиташемъ (это пахождеше

вычитаемаго при рЬшенш задачъ очень важно), повЬркЬ сложены

вычиташемъ (это нахожденш неизвЬстнаго слагаемаго кх суммЬ и

извЬстному слагаемому при рЬшенш з дачъ бываетъ необходимо), по­

казать, когда сумма и разность увеличивается, уменьшается и остается

безъ перемЬны. ПослЬднее, т. е. измЬнеше суммыи разности въ за­

висимости отъ измЬнены элементовъ, надо показать па маленькихъ

задачахъ, а на самостоятельныхъ работахъ ученики сдЬлаютъ тЬ же