— 248 —
тичному составу чиселъ, наприм.: „Ящикъ апельсинъ въ 200 штукъ
стонтъ 10 руб. Сколько надо заплатить за 3578 таквхъ апельсиновъ?“
При рЬшенш такой задачи нрих'одится узнавать цЬну одной и нЬ-
сколькихъ сотенъ, одной и нЬсколькихъ тысячъ, одного и нЬсколькихъ
десятковъ, одной и н'Ьсколькихъ штукъ.
ПослЬ нумерацш учатъ сложенно многозначныхъ чиселъ. Сначала
записываютъ различные примЬры на сложеше, въ которыхъ требоваше
этого дЬйствы выражено всевозможными словами и выражеными:
да,
и, еще, прибавить, присчитать, увеличить на...
; затЬмъ одинъ изъ
записапныхъ примЬровъ читаютъ, употребляя вмЬсто-Ь, вышеозначенныя
слова и выражены. На записанныхъ примЬрахъ указываютъ элементы
сложены: слагаемыя и сумму, послЬ чего даютъ опредЬлеше сложены,
нридумываютъ задачи на это дЬйствш и изъ частныхъ случаевъ ело-
жены двухъ и пЬсколькихъ 4, 5, 6 и разнозначныхъ слагаемыхъ вы-
водятъ механическое правило сложены, которое должно быть усвоено
не многократнымъ его повторешемъ, а вычислешемъ достаточнаго ко
личества примЬровъ па сложеше.
Такъ какъ ученики уже давно знаютъ, что 5+ 2= 2 + 5, то мож
но заставить ихъ примЬнить эту неизмЬнность суммыпри всевозмож-
пыхъ перестановкахъ слагаемыхъ и къ болыпимъ числамъ: черезъ это
они научатся повЬркЬ сложены сложешемъ и будутъ пршбрЬтать на-
выкъ въ быстротЬ вычислены.
Полезно учить дЬтей тому, чтобы они узнавали, какы задачи
дЬлаются сложен]'емъ, когда сложеше можно дЬлать и когда нельзя и
что въ такомъ случаЬ надо дЬлать сначала.
Почти все сказанное о сложены было уже показано на одномъ
изъ практическихъ уроковъ въ 3-мъ отдЬленш.
Вычитанш многозначныхъ чиселъ надо учить аналогично съ тЬмъ,
какъ учили сложение, только съ необходимыми доиолневыми: надо на
учить повЬркЬ вычитаны сложешемъ (это имЬетъ значеше и кромЬ
повЬрки вычитаны: такъ находится уменьшаемое, что при рЬшенш
задачъ очень важно), повЬркЬ вычитаны вычиташемъ (это пахождеше
вычитаемаго при рЬшенш задачъ очень важно), повЬркЬ сложены
вычиташемъ (это нахожденш неизвЬстнаго слагаемаго кх суммЬ и
извЬстному слагаемому при рЬшенш з дачъ бываетъ необходимо), по
казать, когда сумма и разность увеличивается, уменьшается и остается
безъ перемЬны. ПослЬднее, т. е. измЬнеше суммыи разности въ за
висимости отъ измЬнены элементовъ, надо показать па маленькихъ
задачахъ, а на самостоятельныхъ работахъ ученики сдЬлаютъ тЬ же