Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  258 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 258 / 308 Next Page
Page Background

— 250 —

Четвергъ, 4 шня .

Въ этотъ день съ 1-мъ отделешемъ занимался Я. Н. Сингогинъ

р4шеншмъ прост'Ьйшихъ задачъ на прямой счетъ, въ 3-мъ отделенш

ученики самостоятельно решали примеры на умножеше, а съ учите-

лемъ во вторые V2 часа называли элементы умиожеаш, подмечали слова

и выражена, означающая требованш этого д4йствш въ простыхъ

задачахъ, потомъ перешли къ ptmeniro задачъ съ неизвестными

элементами. Первая задача была съ ееизвйстнымъ множимымъ. „То­

варный по'Ьздъ проходитъ въ часъ 24 версты, а почтовый на 8

верстъ больше. Сколько пройдетъ почтовый поЬздъ въ 5 часовъ?"

Когда условш задачи было усвоено, тогда учитель спрашивалъ: „ка-

кимъ дЬйствшмъ ыояшо узнать, сколько почтовый поЬздъ пройдетъ

въ 5 часовъ?"— „Умноженшмъ*.— „Что и на что вы будете умно­

жать?1— „Скорость почтоваго поезда на 5 “.— „Можно ли умножать?" —

„Нетъ, мы не знаемъ множимаго, т. е. скорости почтоваго поезда".—

„Что о ней говорится въ условш задачи?"—- „Въ условш задачи гово­

рится, что она на 8 верстъ больше скорости товарнаго поезда, т. е.

24 верстъ “. —„Можно ли эту скорость высчитать?® — „Можно". — „Со­

считайте*4. Ученики быстро сказали, что скорость почтоваго поезда

равна 32 верстамъ. „Теперь можно скорость почтоваго поезда умно­

жить на 5?“ „Можно".— „Умножайте!" Умноживши получили 160

верстъ. Другая задача была съ непзв'Ьстнымъ множителемъ: „Купили

12 аршинъ ситцу, а бумазеи на 8 аршипъ больше. Сколько заплатили

за бумазею, если аршпаъ ея стоить 18 коп?" Когда содержав^ за­

дачи было усвоено, учитель спрашивалъ: „а эту задачу какпмъ д1зй-

ствшмъ надо делать?" —„Тоже умножешемъ".— „Что и на что вы

будете умножать?" —„Мы будемъ 18 коп. умножать на число аршинъ

оумазен . „Можно ли умножать?" —„Нельзя, потому что мы не знаемъ

множителя, т. е. числа аршинъ бумазеи". —„Что сказано объ этомъ

чнслт1а въ условш?“

„Въ условш сказано, что бумазеи было на 8

аршинъ болйе 12 аршинъ". „Нельзя ли на этомъ основанш высчи­

тать, сколько было аршинъ бумазеи?" — „Можно". — „Считайте", Уче­

ники быстро сказали: 20 .— „Теперь можно делать умножеше?"—

„Можно . „Умножайте! Ученики умножили и сказали, что вся бу­

мазея стоять о60 коп., или 3 руб, 60 коп.

Въ заключение учитель сказалъ: „Заметьте, что бываютъ задачи

на умножеше, но унножешя дСтать нельзя, потому что неизвестно

множимое или множитель, пли и множимое и множитель, тогда сна­

чала надо узнать неизвестное множимое, или множителя, или то и

другое, а потомъ уже в умножать".