— 250 —
Четвергъ, 4 шня .
Въ этотъ день съ 1-мъ отделешемъ занимался Я. Н. Сингогинъ
р4шеншмъ прост'Ьйшихъ задачъ на прямой счетъ, въ 3-мъ отделенш
ученики самостоятельно решали примеры на умножеше, а съ учите-
лемъ во вторые V2 часа называли элементы умиожеаш, подмечали слова
и выражена, означающая требованш этого д4йствш въ простыхъ
задачахъ, потомъ перешли къ ptmeniro задачъ съ неизвестными
элементами. Первая задача была съ ееизвйстнымъ множимымъ. „То
варный по'Ьздъ проходитъ въ часъ 24 версты, а почтовый на 8
верстъ больше. Сколько пройдетъ почтовый поЬздъ въ 5 часовъ?"
Когда условш задачи было усвоено, тогда учитель спрашивалъ: „ка-
кимъ дЬйствшмъ ыояшо узнать, сколько почтовый поЬздъ пройдетъ
въ 5 часовъ?"— „Умноженшмъ*.— „Что и на что вы будете умно
жать?1— „Скорость почтоваго поезда на 5 “.— „Можно ли умножать?" —
„Нетъ, мы не знаемъ множимаго, т. е. скорости почтоваго поезда".—
„Что о ней говорится въ условш задачи?"—- „Въ условш задачи гово
рится, что она на 8 верстъ больше скорости товарнаго поезда, т. е.
24 верстъ “. —„Можно ли эту скорость высчитать?® — „Можно". — „Со
считайте*4. Ученики быстро сказали, что скорость почтоваго поезда
равна 32 верстамъ. „Теперь можно скорость почтоваго поезда умно
жить на 5?“ „Можно".— „Умножайте!" Умноживши получили 160
верстъ. Другая задача была съ непзв'Ьстнымъ множителемъ: „Купили
12 аршинъ ситцу, а бумазеи на 8 аршипъ больше. Сколько заплатили
за бумазею, если аршпаъ ея стоить 18 коп?" Когда содержав^ за
дачи было усвоено, учитель спрашивалъ: „а эту задачу какпмъ д1зй-
ствшмъ надо делать?" —„Тоже умножешемъ".— „Что и на что вы
будете умножать?" —„Мы будемъ 18 коп. умножать на число аршинъ
оумазен . „Можно ли умножать?" —„Нельзя, потому что мы не знаемъ
множителя, т. е. числа аршинъ бумазеи". —„Что сказано объ этомъ
чнслт1а въ условш?“
„Въ условш сказано, что бумазеи было на 8
аршинъ болйе 12 аршинъ". „Нельзя ли на этомъ основанш высчи
тать, сколько было аршинъ бумазеи?" — „Можно". — „Считайте", Уче
ники быстро сказали: 20 .— „Теперь можно делать умножеше?"—
„Можно . „Умножайте! Ученики умножили и сказали, что вся бу
мазея стоять о60 коп., или 3 руб, 60 коп.
Въ заключение учитель сказалъ: „Заметьте, что бываютъ задачи
на умножеше, но унножешя дСтать нельзя, потому что неизвестно
множимое или множитель, пли и множимое и множитель, тогда сна
чала надо узнать неизвестное множимое, или множителя, или то и
другое, а потомъ уже в умножать".