247 —
Приступая къ изученш нумерацш, учитель даетъ понятю о счет-
ныхъ единицахъ, причемъ называетъ простая единицы—единицами 1-го
разряда, десятки —единицами 2 го разряда, сотни —единицами 3-го
разряда; учитъ разлагать числа трехзвачныя на разряды (на единицы
3 разрядовъ) и, наоборотъ, изъ единицъ 3 разрядовъ составляют
ся трехзначныя числа (здесь дело только въ сообщенш новаго терми
на
разрядъ, —
а самое д'Ьло ученикамъ известно), Полезно сказать, что
3 разряда: сотни, десятки и единицы составляюгъ классъ единицъ.
Уяснивши происхождеше тысячи изъ сотенъ, посчитавши тысяча
ми, (наприм., на 4-й проволоке счетовъ) легко научить письму 2000,
3000 ,... по образцу 1000. Откладывая на счетахъ, кроме тысячъ, сот
ни, десятки и единицы, можно показать, что четырехзначный числа
состоятъ изъ единицъ четырехъ разрядовъ. Называя въ отдельности
единицы первыхъ четырехъ разрядовъ и составляя изъ нихъ целое че
тырехзначное число, можно научить десятичному составу такихъ чи-
селъ. Для этой же цЬли полезно спрашивать, какое получится число,
если взять три такихъ ящика (при этомъ учитель указываетъ на арио-
метическш лщикъ), 4 доски, 5 брусковъ и 6 кубиковъ и т. п.
Письмо полныхъ четырехзначвыхъ чиселъ уясняется очень просто:
„сначала, говоритъ учитель, пишите тысячи, потомъ ставьте запятую,
а за нею пишите сотни, десятки и единицы, какъ въ трехзначномъ
числе. Что касается письма неполныхъ четырехзначныхъ чиселъ, то,
написавши тысячи и, поставивши запятую, надо подумать, какого
одного
или
двухъ изъ 3-хъ разрядовъ нгЬтъ и на т4хъ м'Ьстахъ ста
вить нули.
Также учатъ нумерацш 5-ти и 6-ти значныхъ чиселъ, по изученш
которыхъ даютъ нонятю о классе тысячъ и сравниваютъ его съ клас-
сомъ единицъ. О классе миллюновъ въ начальпомъ училище можно и
совсемъ не говорить: кто изъ бывшихъ учениковъ начальнаго училища
доживетъ до того, что будетъ считать миллюны, хотя бы только кир
пичей, тотъ тогда и самъ хорошо пойметъ, что въ классе миллюновъ
считаютъ такъ же, какъ и въ классе тысячъ и простыхъ единицъ.
При изученш нумерацш полезно учить детей увеличение чиселъ
въ 10, 100 и т. д., разъ чрезъ приписываше соответственнаго числа
нулей съ правей стороны, отчего значевю каждой цыфры, а потому и
всего числа, увеличивается; и уменыпенш въ 10, 100.... разъ чрезъ
зачеркяваню одной, двухъ.... цыфръ справа, отчего значенье каждой
цыфры, а потому и всего числа, уменьшается въ требуемое число разъ.
При изученш нумерацш полезно давать задачи, относящаяся къ деся-