Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  255 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 255 / 308 Next Page
Page Background

247 —

Приступая къ изученш нумерацш, учитель даетъ понятю о счет-

ныхъ единицахъ, причемъ называетъ простая единицы—единицами 1-го

разряда, десятки —единицами 2 го разряда, сотни —единицами 3-го

разряда; учитъ разлагать числа трехзвачныя на разряды (на единицы

3 разрядовъ) и, наоборотъ, изъ единицъ 3 разрядовъ составляют­

ся трехзначныя числа (здесь дело только въ сообщенш новаго терми­

на

разрядъ, —

а самое д'Ьло ученикамъ известно), Полезно сказать, что

3 разряда: сотни, десятки и единицы составляюгъ классъ единицъ.

Уяснивши происхождеше тысячи изъ сотенъ, посчитавши тысяча­

ми, (наприм., на 4-й проволоке счетовъ) легко научить письму 2000,

3000 ,... по образцу 1000. Откладывая на счетахъ, кроме тысячъ, сот­

ни, десятки и единицы, можно показать, что четырехзначный числа

состоятъ изъ единицъ четырехъ разрядовъ. Называя въ отдельности

единицы первыхъ четырехъ разрядовъ и составляя изъ нихъ целое че­

тырехзначное число, можно научить десятичному составу такихъ чи-

селъ. Для этой же цЬли полезно спрашивать, какое получится число,

если взять три такихъ ящика (при этомъ учитель указываетъ на арио-

метическш лщикъ), 4 доски, 5 брусковъ и 6 кубиковъ и т. п.

Письмо полныхъ четырехзначвыхъ чиселъ уясняется очень просто:

„сначала, говоритъ учитель, пишите тысячи, потомъ ставьте запятую,

а за нею пишите сотни, десятки и единицы, какъ въ трехзначномъ

числе. Что касается письма неполныхъ четырехзначныхъ чиселъ, то,

написавши тысячи и, поставивши запятую, надо подумать, какого

одного

или

двухъ изъ 3-хъ разрядовъ нгЬтъ и на т4хъ м'Ьстахъ ста­

вить нули.

Также учатъ нумерацш 5-ти и 6-ти значныхъ чиселъ, по изученш

которыхъ даютъ нонятю о классе тысячъ и сравниваютъ его съ клас-

сомъ единицъ. О классе миллюновъ въ начальпомъ училище можно и

совсемъ не говорить: кто изъ бывшихъ учениковъ начальнаго училища

доживетъ до того, что будетъ считать миллюны, хотя бы только кир­

пичей, тотъ тогда и самъ хорошо пойметъ, что въ классе миллюновъ

считаютъ такъ же, какъ и въ классе тысячъ и простыхъ единицъ.

При изученш нумерацш полезно учить детей увеличение чиселъ

въ 10, 100 и т. д., разъ чрезъ приписываше соответственнаго числа

нулей съ правей стороны, отчего значевю каждой цыфры, а потому и

всего числа, увеличивается; и уменыпенш въ 10, 100.... разъ чрезъ

зачеркяваню одной, двухъ.... цыфръ справа, отчего значенье каждой

цыфры, а потому и всего числа, уменьшается въ требуемое число разъ.

При изученш нумерацш полезно давать задачи, относящаяся къ деся-