— 246 —
десятки (tie 90), а единицы (9); а цифра 7 означаетъ не сотни (не
700), а десятки (70); значенье каждой цифры уменьшается въ 10 разъ,
а потому все число уменьшается въ 10 разъ, т. е. 79 есть
V
10
часть
793 (при чемъ въ остатка получается 3).
Чтобы делить на 20, 30..., частей, говорятъ: когда мы раздгЬ-
лимъ, напр, 780 на 10, то получимъ 10 частей по 78; разд'Ьливъ
каждую
V
10
часть 780, т. е. 78 на 2 части, получимъ 20 частей и
въ каждой изъ нихъ будстъ по 78:2 = 39. После р'Ьшешя п’Ьсколь-
кихъ подобныхъ примЬровъ, выводится правило: чтобы разделить чи
сло на нисколько десятковъ, падо сначала делить на 10, а то, что
получится, разделить на число десятковъ. Такъ д'Ьлятъ устно, пись
менно и на счетахъ.
Когда д'Ьлятъ трехзначпое число на полное двухзначное число,
тогда соблюдаются четыре основныя работы, но для облегчешя вто
рой работы (узнать, по сколько достанется на каждую часть) число еди-
ницъ делителя отбрасываютъ, если ихъ меньше 5, и дЬлятъ на число
десятковъ, и наоборотъ, число посл’Ьднихъ увеличиваютъ на 1, если
единицъ 5, или больше 5. Такимъ образомъ цыфру частнаго узнавать
легко, но она можетъ быть или больше действительной (въ первомъ
случае, когда единицъ меньше 5) или меньше (во второмъ случае,
когда единицъ 5 или больше), а потому сначала надо поверить, до-
станетъ ли, наир., на 22 части по столько же, по сколько досталось на
20 частей; или, когда делили, напр., па 30, а нужно было делить
на 27,то не останется ли столько, чтобы можно было цыфру частнаго
увеличить; после такой поверки (3-й работы, сколько разделили и 4-й,
сколько осталось делить) можно наверное писать цыфру частнаго.
Самое действш делешя трехзначнаго числа па двузначное, напр.
800 на 32, располагается такъ:
800 : 3 2 = 2 5
— 64
160
— 160
У) У) У)
при чемъ поверка производится устно, а частное, такъ же, какъ 3 я
и 4 я работа, записывается после такой поверки.
При производстве действШ надъ трехзначными числами следуетъ
решать задачи и задавать самостоятельныя работы, число которыхъ
можно увеличить задавашемъ задачъ; при этомъ, разумеется, сначала
составляется планъ репгешя съ учителемъ.