—
188
учителей, отличались особенною плодотворностью. Такъ —въ своихъ
блестящихъ вечернихъ лекцыхъ Д. И. Тихомировъ развилъ передъ слу
шателями задачи начальной школы какъ учреждена не учебнаго толь
ко, но, главнымъ образомъ, какъ учреждена учебно-воспитательнаго,
обращая на последнюю, т. е. воспитательную сторону школьнаго дй-
ла— особенное внинаше; намйтилъ ндеалъ, къ достижепш котораго,
или вйрн'Ье, хотя бы къ его приближенш, должны быть направлены
вей усилы учащихъ въ начальныхъ школахъ. Конечною цйлыо воспи
тательно-учебной стороны школьнаго дЬла поставлено—какъ умствен
ное и нравственное развиты учащихся, воспитаны въ нихъ хорошихъ
навыковъ, чувствъ, — такъ равно правильная и умелая подготовка дй-
тей къ дальнейшему самообразование, самоусовернтенствовашю, безъ
котораго задача начальной школы не можетъ быть признана вполне
законченной, вполне решенной.
Но, выяснивъ задачи и цйли начальной школы, Д. И. Тихоми
ровъ предложилъ и развилъ передъ слушателями главнййгшя изъ средствъ
къ выполнений задачъ и цйлей школы. Такъ, во-первыхъ, его прымы
и способы веденш объяснительнаго чтены— путемъ выяснены отно
шены между отдельными мыслями, логической связи между ними, обоб
щены мыслей, обобщены и оглавлены частей рлзбираемаго литера
турная произведены, выводъ главной мысли, после чего,—иногда,
критическШ анализъ разбираемаго произведены— велись превосходно
и давали замечательные результаты на образцовыхъ урокахъ, которые
демонстрировались имъ передъ слушателями во временной начальной
школй. Такой прымъ разбора литературныхъ произведенш, доступныхъ
дйтскому возрасту, — нйкоторыхъ лучшихъ стихотворешй, басенъ, про-
заическихъ отрывковъ, —лучше другихъ прымовъ ведетъ къ выработке
у детей сознательная отношены къ читаемому, привычку мыслить са
мостоятельно, а это послужитъ лучшимъ средствомъ къ дальнейшему
самообразовавш. Прымъ этотъ нигде у другихъ авторовъ не разра-
ботанъ и составляетъ оригипальньЕй, хорошо обработанный пршмъ мно
гоуважаемая Д. И. Тихомирова, имъ обстоятельно обработанный и
примененный къ дйлу обучены въ школй. Что касается преподавашя
грамматики въ начальной школй, то на вечернихъ чтеныхъ разрабо-
танъ былъ вопросъ обучены правописашю безъ грамматики, безъ ея
терминовъ и определены начальной школы, особенно въ первыхъ двухъ
отдйленыхъ начальной школы—указано было на служебную роль грам
матики въ начальной школй, мйсто ея въ курсй З го и 4 го отделе
ны школы, объемъ и характеръ грамматическихъ свйдйнШ въ пачаль-