Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  196 / 308 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 196 / 308 Next Page
Page Background

188

учителей, отличались особенною плодотворностью. Такъ —въ своихъ

блестящихъ вечернихъ лекцыхъ Д. И. Тихомировъ развилъ передъ слу­

шателями задачи начальной школы какъ учреждена не учебнаго толь­

ко, но, главнымъ образомъ, какъ учреждена учебно-воспитательнаго,

обращая на последнюю, т. е. воспитательную сторону школьнаго дй-

ла— особенное внинаше; намйтилъ ндеалъ, къ достижепш котораго,

или вйрн'Ье, хотя бы къ его приближенш, должны быть направлены

вей усилы учащихъ въ начальныхъ школахъ. Конечною цйлыо воспи­

тательно-учебной стороны школьнаго дЬла поставлено—какъ умствен­

ное и нравственное развиты учащихся, воспитаны въ нихъ хорошихъ

навыковъ, чувствъ, — такъ равно правильная и умелая подготовка дй-

тей къ дальнейшему самообразование, самоусовернтенствовашю, безъ

котораго задача начальной школы не можетъ быть признана вполне

законченной, вполне решенной.

Но, выяснивъ задачи и цйли начальной школы, Д. И. Тихоми­

ровъ предложилъ и развилъ передъ слушателями главнййгшя изъ средствъ

къ выполнений задачъ и цйлей школы. Такъ, во-первыхъ, его прымы

и способы веденш объяснительнаго чтены— путемъ выяснены отно­

шены между отдельными мыслями, логической связи между ними, обоб­

щены мыслей, обобщены и оглавлены частей рлзбираемаго литера­

турная произведены, выводъ главной мысли, после чего,—иногда,

критическШ анализъ разбираемаго произведены— велись превосходно

и давали замечательные результаты на образцовыхъ урокахъ, которые

демонстрировались имъ передъ слушателями во временной начальной

школй. Такой прымъ разбора литературныхъ произведенш, доступныхъ

дйтскому возрасту, — нйкоторыхъ лучшихъ стихотворешй, басенъ, про-

заическихъ отрывковъ, —лучше другихъ прымовъ ведетъ къ выработке

у детей сознательная отношены къ читаемому, привычку мыслить са­

мостоятельно, а это послужитъ лучшимъ средствомъ къ дальнейшему

самообразовавш. Прымъ этотъ нигде у другихъ авторовъ не разра-

ботанъ и составляетъ оригипальньЕй, хорошо обработанный пршмъ мно­

гоуважаемая Д. И. Тихомирова, имъ обстоятельно обработанный и

примененный къ дйлу обучены въ школй. Что касается преподавашя

грамматики въ начальной школй, то на вечернихъ чтеныхъ разрабо-

танъ былъ вопросъ обучены правописашю безъ грамматики, безъ ея

терминовъ и определены начальной школы, особенно въ первыхъ двухъ

отдйленыхъ начальной школы—указано было на служебную роль грам­

матики въ начальной школй, мйсто ея въ курсй З го и 4 го отделе­

ны школы, объемъ и характеръ грамматическихъ свйдйнШ въ пачаль-