—
155
—
Программы опред'Ьляютъ лишь
наименьшгй объемъ свгьдгьтй,
кото
рый долженъ быть достигнутъ въ одноклассной народной школе, разъ
ясняя, что если школа находится при веблагопрштныхъ условшхъ (на-
примЬръ, въ ней много инородцевъ или ученики неаккуратно пос'йща-
ютъ училище), то сл'Ьдуетъ увеличить время обучены, но не сокращать
самой программы. Если же школа находится при особо бтагопрытныхъ
условыхъ (наприм'Ьръ, для каждаго отделены есть особый учитель или
учительница),, то курсъ учены можетъ быть расширенъ съ надлежащаго
въ каждомъ отд'кньномъ случай разрешены.
Приведенныя положены им'Ьютъ важное жизненное значеше для
роста и развития школы: а) нЬтъ бол'Ье ссмн'Ьн!я въ томъ, что школа
въ зависимости отъ м'Ьстныхъ обстоятельствъ, можетъ развить свои
программы, и при благопрытныхъ условыхъ сообщаемый въ ней знанш
по исторш, географы и естествознание могутъ стать даже отдельными,
самостоятельными предметами (на что и указывается въ программахъ);
б) не можетъ быть бол'Ье вопроса и о числе преподавателей и клас-
сныхъ отделенШ, и о числе летъ учены: программы въ этомъ отно
шен]'и предоставляютъ полный просторъ, при условы сохранены обще-
образовательнаго характера школы.
Предоставивъ школе более или менее свободно расширять содер-
ж а т е предметовъ школьнаго учены. программы узаконяютъ и извест
ную долю самостоятельности за учителемъ школы: а) ему, очевидно,
принадлежитъ право составлены для своей школы подробной программы
(большей или меньшей- - въ зависимости отъ обстоятельствъ) по каждой
отрасли знаний; б) „распределите учебнаго матертла по годамъ обу
чены сделано въ программахъ примерно, и преподаватели могутъ, со
гласно местнымъ услов]'ямъ, переносить части курса изъ одного года
въ другой"; в) „распределена времени учены по днямъ в часамъ пре
доставляется взаимному соглашенш преподавателей". —Преподаватели,
очевидно, должны входить между собою въ соглашены для правильной
и лучшей постановки дела, а это, безъ сомн4шя, неминуемо поведетъ
къ организацш при каждой школе школьнаго совета.
Переходя къ разсмотренпо программъ по отдЬльнымъ предметами
мы должны прежде всего остановиться на томъ, что вс/Ь предметы, по
характеру ихъ постановки, распадаются на две группы: а) Законъ Бо-
жШ, къ коему какъ бы присоединяются церковнославянская грамота и
шЬше, и б) ру сшй языкъ, ариометика, чистописаше. Не указывая
точно,
кому именно
должно быть поручено преподаваше Закона Божы,
церковнославянской грамоты и лЬны, программы замечаютъ: а) „При