29
требная форма сочинешя: деревенскому грамотею чаще всего прихо
дится сочинять разнообразный письма по просьба односельчанъ.
Грамотей, который не умЬетъ прочитать и сочинить письмо, въ н а
роде считается плохимъ грамотеемъ. Поэтому школч, если она хочетъ
готовить своихъ учениковъ для жизни, должна научить ихъ сочинять
письма. Конечно, надо познакомить учениковъ и съ различными фор
мами иисемъ, и съ правильнымъ написашемъ разныхъ адресовъ: какъ
писать къ отцу, къ матери, къ человеку равному, къ старшему, къ
начальнику, какъ адресовать письмо въ городъ, въ село, въ деревню.
Въ практическомъ отвошеаш все это очень важно: часто письмо ос
тается безъ посл'Ьдствш или не доходитъ по назначение по такимъ
причинамъ, какъ неправильное написаше адреса, какъ несоответ
ствующая общепринятому обычаю форма обращен^ (напр. безъ „Мило-
стиваго Государя*) или подписи. Кроме того, сочинеше писемъ по
лезно и прямо, какъ словесное и письменное упражнеше, которое очень
нравится ученикамъ.
3.
Бесгьда
по поводу уроковъ 21 шня, данныхъ руководителемъ,
имела следующее содержаше:
а) Надо признать хорошимъ следующей пршмъ для ностепеннаго
увеличешя числа знакомыхъ детямъ буквъ, при обучеши грамоте ко
торый можно назвать пршмомъ „самообучешя
при помощи карти-
нокъ дйти сами открываютъ звуковое значеше незнакомыхъ буквъ.
Для этого дается картинка, изображающая какой-нибудь знакомый де
тямъ предметъ, въ назваши котораго детямъ известны все буквы
кроме одной, а подъ картинкой напечатано или написано это назваше.
Разлагая на звуки назваше варисованнаго предмета и читая подпись
подъ картинкой, дети сами раскрываютъ зкуковое значеше незнакомой
буквы и всматриваются въ нее: фигура буквы крепко ассоцшруется
съ известнымъ звукомъ и они хорошо запоминаютъ эту новую букву, ко
торая немедленно вводится въ оборотъ въ матертле для чтешя и письма.
Применеше этого пршма, действительно содержащаго въ себе на
чало „самообучешя", мы и видели сегодня иа первомъ уроке.
б) Упражнеяш въ сочинеши и въ списываши, соединенномъ съ
работой мысли, справедливо признаются наиболее целесообразными
письменными работами въ народной школе. Описаше картины, къ по
нимание которой ученики подготовлены чтев1емъ или беседой (какое
практиковалось у насъ 19 числа въ среднемъ отделеши) при помощи
руководящихъ вопросовъ, и представляетъ собой подходящую форму
для начальныхъ упражнешй въ сочинеши. Л сегодня среднее отделе-