32
моими уроками въ школе дать слушателямъ непременно что-нибудь
совершенно новое и оригинальное, но могу сказать положа руку на
сердце, что вносилъ и въ то и въ другое всю душу свою. Хотелось
сделать какъ можно больше и какъ можно лучше. Насколько же мне
удалось это, судить о томъ конечно не мне, Объ одномъ прошу всЬхъ
присутствующихъ не принимать меня за подобш Крыловской лягушки,
которая непременно хотЬла раздуться съ вола. Я такой же чернора
бочий русской народной школы, какъ и вы, только побольше жилъ;
размышлялъ и работалъ, и все мое честолюбш заключается въ томъ
чтобы сознавать и чувствовать себя „своимъ челов-Ькомъ* въ армш
чернорабочихъ русской народной школы. Не думайте доропе товарищи,
что это слишкомъ мало. ВЬдь если для насъ мелкихъ и скромныхъ
чернорабочихъ нужны сильные болыше люди, съ выдающимися умами
и талантами, какъ путеводныя звезды, указывающая путь, куда итти, къ
чему стремиться, то и этимъ большимъ людямъ нужна эта армш чер
норабочихъ, которая подхватываетъ ихъ идеи, разносить по белому
св^ту и засеваетъ на практическую почву. Разве этой роли мало для
нашего скромнаго честолюбш, соответствующаго нашимъ маленькимъ
силамъ.
Разставаясь съ вами, доропе товарищи, отъ всей души желаю
вамъ какъ можно больше успеховъ въ вашихъ школахъ и какъ мож
но больше радостей въ жизни. Думаю, что то и другое для васъ не
разрывно связаио."
У.
Очерки Курской земской .народной школы по показа-
шямъ учащихъ лицъ.
А. Внешняя сторона
Мною получено описаше 74 земскихъ школъ Курской губер-
вш, а именно:
К у р с к а г о у е з д а
Белгородскаго
м
Рыльскаго
„
Грайворонскаго
„
Старооскольскаго
„
Новооскольскаго „
Щигровскаго
„
6
3
9
12
2
7