31
сится въ дело живое народное начало, т. е. занятымъ роднымъ язы-
комъ. Уроки въ школе, какъ вс'Ьыъ известно, были разсчитаны на
14 учебныхъ дней. Для этихъ уроковъ мы сообща выработали програм
му, соображая ее съ потребностями местной народной школы, желая,
чтобы наши маленькш ученики не были здесь исключительно предме-
томъ полезвыхъ для насъ экспериментовъ, чтобы они ушлиизъ нашей
школы,съ т'Ьмъ же багажомъ, съ какимъ пришли.
Вырабатыя эту программу, мы стремились, во-первыхъ, къ тому,
чтобы нашъ четырнадцатидневный курсъ представлялъ собой нечто
цельное
и
заключенное, хотя бы для выполнены его пришлось неко
торый части программы проработывать что называется „форсирован-
нымъ маршемъ“, во вторыхъ, къ тому, чтобы можпо было между всеми
отдельными уроками и въ работе отдельныхъ практикантовъ устано
вить разумную и очевидную последовательность, живую внутреннюю
связь; въ третьихъ, къ тому, чтобы на нашихъ глазахъ прошло какъ
возможно больше типическихъ уроковъ,какъ нужнаго намъ матертла
для наблюдены и бес4дъ о существеннейшнхъ сторонахъ и вопросахъ
учебно-воспитательнаго дела.
Исполняя желаны собравшагося Курскаго учительства, а вместе
съ темъ удовлетворяя и свою личную внутреннюю потребность, я охот
но прпнялъ на себя большую часть уроковъ, такъ что изъ общаго
числа ихъ (90) на мою долю приходится 56, на вашу 34. Думаю, что
результатами нашихъ практическихъ заняты мы можемъ быть доволь
ны: мы выполнили выработанную программу почти во всей ея полно
те; ученики наши не праздно провели здесь эти 14 дней и не ску
чали; они разошлись отсюда съ некоторымъ количествомъ новыхъ зна-
шй, умений и благотворныхъ внечатлешй. Мы наблюдали и обсужда
ли большое количество самыхъ разнообразныхъ типическихъ уроковъ.
Наши беседы объ урокахъ и по поводу ихъ постоянно имели надле
жащей серьезный и благожелательный характеръ безъ уклонены въ
сторону безъ личнаго задора и безплодной полемики;оне, по возмож
ности, не выходили изъ пределовъ общихъ вопросовъдела, возбужда
ли въ насъ самокритику, размышлеше и учительское творчество,яркие
проблески котораго и обнаруживались въ урокахъ выступавшихъ прак
тикантовъ. Въ связи съ уроками и беседами по поводу ихъ, я ста
рался вести и мои беседы-изложенш, предлагая вамъ результаты мо-
ихъ продолжительныхъ размышлепш, опытовъ и наблюдены въ деле
учебно-воспитательной пра тики.
Я не задавался такой целью, чтобы моими изложениями, какъ и