— 28 —
курскими детьми, то, прощаясь съ ними, подарилъ на память: млад
шему отделент по „книжке Первинке", среднему п старшему по
экземпляру „Избранныхъ сочинены А. С. Пушкина", изданы для школь,
подъ редакцый, съ предвсловымъ и примгЬчашями Н. Бунакова.
2.
Бесгьда
объ урокахъ 19 шня, данныхъ руководителемъ, имела
следующее содержаны:
а) очень важно, чтобы процессъ обучения грамоте, приводя ма-
ленькихъ учениковъ къ уменью читать и писать въ возможно короткШ
срокъ, входилъ въ общую систему завяПй роднымъ языкомъ, какъ
дентральнымъ (а не главнымъ: главный предметъ, въ смысла предмета
главенствующий}, конечно, Законъ Божш) предметомъ въ курсе на
родной школы; для этого продессъ обучены грамоте, при звуковомъ
способа и самъ по себе требующы отъ детей значительнаго умствен-
наго напряжены, соединяется съ чтенымъ учителя и разнообразными
словесными упражнеными. Такъ, въ нашей временной школЬ, въ свя
зи съ изучешемъ грамоте, вводилось чтевы учителя, сопровождаемое
разговоромъ о прочитанномъ и пересказомъ содержаны прочитанныхъ
разсказовъ, разсматриван1емъ картипъ, объясненымъ загадокъ и за-
учиван1емъ небольшого стихотворены, доступнаго пониман1ю детей, и
мы на дЬл'б видели, какъ эти заняты, отнимавгаы очень немного вре
мени, внося въ уроки полезное разпообразы и оживлены, ее только
действовали благотворно на умственное и нравственное развиты детей,
возбуждала ихъ мысль, развязывая ихъ языкъ, давая имъ хорошы. впе
чатлены, но и способствовали усп^хамь обучены грамотЬ, не затяги
вая, а ускоряя его;
б) въ первоначальномъ чтены начинающихъ детей на первыхъ
же шагахъ вводится беззвучная буква г, не въ полномъ ея значенш,
а только какъ буква, замыкающая слово съ согласнымъ звукомъ на
конце, чтобы у начинающихъ грамотеевъ не складывалась привычка
писать такы слова безъ г подъ влынымъ частаго зрительнаго впе
чатлены, играющаго, какъ известно, большую роль въ установлены
ореографическихъ навыковъ. Нельзя признать, чтобы для детей легче
было разомъ познакомиться съ
ъ
и
ь
какъ показателями твердаго и
мягкаго произношены согласнаго звука. Понятно, что дЬтямъ легче
сперва усвоить одинъ знакъ и его применены, одну трудность, потомъ
различены твердаго и мягкаго произношены согласныхъ и употреб
лены другого знака, другую трудность.
в) Письмо — одна изъ важныхъ формъ сочинены, удовлетворяющая
известную потребность общежиты. Въ народной жизни это самая по-