35 -
отказы въ npieMi, или замену классной мебели „простыми столами и
отдельными скамейками такими высокими, что ноги учениковъ висятъ“,
какъ это практикуется въ
Бордаковской
школе Суджанскаго уезда, или
установлены такой чрезвычайной меры, къ какой прибегаешь
Старо-
Бплицкпя
школа, Дмитрывскаго уезда: „во время письменнаго урока
въ одномъ отделены, другое теснится по шести человекъ на парте
для четырехъ, чтобы пишущимъ возможно было писать".
Совершенно неудовлетворительна классная мебель по ветхости и
громоздкости, по неприспособленности къ росту учащихся и всевоз-
можнымъ неправильностямъ, какъ отсутствкз спинки, какъ отдельный
скамейки, несвязанныя со столами и т. п., въ 43 изъ оппсанныхъ
школъ, т. е. почти въ 60%-
Книгами и другими учебными принадлежностями школы Курской
губерши, повидимому, снабжаются исправно и въ достаточномъ коли
честве; только въ одной школе Суджанскаго у4зда (Мальцевской), по
показанш учащаго лица, книгъ мало, одна книга на 2—3 учениковъ.
Во многихъ школахъ имеются и кое-кашя наглядный пособы:
географически карты —Палестины, полушары, Россш, Курской губер-
нш, глобусъ, компасъ, магнитъ, термометръ, картины по священной
исторы, картины бытовыя, естественно-историческы, шведсше счеты,
ариеметическш ящикъ, торговые счеты, меры длины, весы съ разно-
весомъ. Повидимому, все это пршбрЬталось случайно, безъ опредЬлен-
наго плана: въ одну школу попадали картины, въ другую шведсше
счеты, въ третью компасъ или магнитъ, и т. д. Въ 20 школахъ, по
видимому, нетъ ничего. Въ настоящее время Курское земство въ ли-
цЬ лучшихъ его представителей весьма озабочено снабжешемъ школъ
наглядными пособыми по обдуманному плану. Инищатива этого дела
исходить отъ Суджанскихъ земцевъ.
Во время курсовъ 1899 года, какъ я уже говорилъ, была устро
ена выставка наглядныхъ пособШ, да, кроме того, выписана дешевая
коллекщя С.-Петербургскаго техническаго музея. Последнюю коллек-
цш привезъ и обстоятельно объяснилъ гг. присутствующимъ учителямъ
и учительницамъ Ал. Георг. Якобсонъ. Я, съ своей стороны, разъяс
няя основы наглядности обучены и применены ея къ разнымъ учеб-
вымъ предметамъ, высказался, какы наглядпыя пособы надо признать
необходимыми и какы желательными для каждой школы. Можно на
деяться, что заботы земства и вышесказанный разъяснены не прой-
дутъ безъ результатовъ для правильной постановки учебнаго дЬла въ
школахъ Курской губерши.