Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  698 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 698 / 734 Next Page
Page Background

621

IV.

П Р И Л О Ж Е Н ! E.

622

Петербурга, 5 сентября 1840 г. 1).

„Ты говоришь, что тебе необходимо жен­

ское общество—и мне оно необходимо, но вогъ

уже больше году, какъ я не видалъ ни одной

женщины. Что-то промелькнуло, было, мимо ме­

ня, да и скрылось такъ скоро, что я не уетгЬлъ

и удостовериться—действительно ли это жен­

ственное существо. Оно оставило, впрочемъ, во

мне какое-то странное впечатлите: я о немъ

или совсемъ забываю, какъ будто его не было

и нетъ на свете, а если вспоминаю, мне ста­

новится такъ хорошо, а мысль о встрече съ

нимъ приводитъ меня въ такой страхъ...

„Да все равно, все это глупости, въ итоге

которыхъ—нуль. Ахъ, Боткинъ, ты не молсешь

себе и вообразить, какъ я изменился. Некогда

ты упрекалъ меня въ недостатке Entsagung: его

и теперь нетъ, но вместо его явилось презрете,

какое-то недоверш къ темъ благамъ, которыхъ

такъ мучительноещенедавножалсдала душа моя.

Придутъ сами—ништо, попробуемъ, ведь надо

же чемъ-нибудь занимать себя, живучи на 64-

ломъ свете; не придутъ—чортъ съ ними, не о

чемъ жалеть, ведь все глупо и ничтожно, и

всяшй нуль равенъ нулю.

„...Я въ томъ разнюсь отъ тебя, что дымъ

называю дымомъ, не стою за нашъ векъ, за

который ты ратуешь съ такимъ донъ-кихот-

скимъ задоромъ! Другъ, это все слова и фразы,

это тотъ дымъ, которымъ испарилась наша мо­

лодость. Ты переживаешь себя, заживо умира­

ешь, а все по старой привычке кричишь о ра­

зумности лшзни. Если какой-нибудь rerenia-

нецъ (кажется, Фрауэнштетъ), подкапываясь

подъ основашя гегелизма, доходить до резуль­

тата, что мысль (которую мы приняли на кри-

тер1умъ бытш) насъ надуваетъ, надевая на

наши глаза очки, сквозь которыя мы видимъ

все какъ ей угодно, а не какъ должно,—и вос-

клицаетъ съ отчаятемъ: „спасите меня, поги­

баю“,—такъ намъ ли, о, Боткинъ, не вопить,

или, по крайней мере, намъ ли защищать дей ­

ствительность, если она, столь безконечно мо­

гущественнейшая насъ, такъ плохо защищаетъ

сама себя? Что до личнаго безсмермя,—к а т я

бы ни были причины, удаляюпця тебя отъ это­

го вопроса и делающш тебя равнодушнымъ

къ нему,—погоди, придетъ время, не то за­

поешь. Увидишь, что этотъ вопросъ—альфа и

омега истины, и что въ его решенш—наше ис-

куплете. Я плюю на философш, которая по­

тому только съ пре-зрешемъ прошла мимо это­

го вопроса, что не въ силахъ была решить

его. Гегель не благоволилъ ко всему фантасти­

ческому, какъ прямо противоположному опре­

деленно-действительному. К-въ говорить, что

это—

ограниченность-

Я съ нимъ согласенъ“...

„Ты говоришь, что веришь въ свое без-

смерйе, но что же оно такое? Если оно и то и

другое, и все, что угодно—и стаканъ съ ква-

сомъ, и яблоко, и лошадь,—то я поздравляю

тебя съ твоей верой, но не хочу ея себе. У

меня у самого есть поползновеше верить то

тому, то другому, но нетъ силъ верить, а хо­

чется знать достоверно. Ты говоришь, что при

известш о смерти Станкевича тебя вдругъ

охватилъ вопросъ: что же стало съ нимъ? А

разве это пустой вопросъ? Разве безъ его р е ­

ш е т я возможно примирете? Если такъ, то ты

не любилъ Станкевича и еще ни разу не те-

рялъ любимаго человека. Нетъ, я такъ не отста­

ну отъ этого Молоха, котораго философш на­

звала

Общимъ,

и буду спрашивать у него: ку­

да делъ ты его и что съ нимъ стало? Ты го­

воришь—страшна потеря любимаго человека!

А почему страшна она? Потому что она—поте­

ря, потому что ужъ нетъ и не будетъ больше

потеряннаго. А должно ли въ жизни быть что-

либо страшное? Если смерть человека не страш­

на тебе, значить, ты не любилъ его; если ты

любилъ его—она страшна тебе, а что страхъ—

откуда онъ, изъ разумности или случайности?

Ты говоришь, ради Бога, станемъ гнать отъ се­

бя разсудочныя рефлексш о

тамъ,

о будущей

жизни, какъ понапрасну мешающш настояще­

му, его силе и жизни. Прекрасно, но где до­

стоверность того, что эти рефлексш—разсудоч­

ныя, а не разумныя? Потомъ, я хочу прямо

смотреть въ глаза всякому страху и ничего не

гнать отъ себя, но ко всему подходить. Нако-

нецъ: что даетъ тебе настоящее, которому (по

старой привычке) приписываешь ты силу и

жизнь? Что даетъ оно тебе?

дымъ фантазШ

Сражайся за него, ратуй елико возможно и не

замечай, какъ злобно издевается оно надъ

тобою“...

„...Бедный Кольцовъ, какъ глубоко стра-

даетъ онъ. Его письмо потрясло мою душу.

Все благородное страждетъ—одни скоты бла-

женствуютъ, но те и друпе равно умрутъ: та-

ковъ вечный законъ Разума. Ай да разумъ!

Какъ пргедетъ въ Москву Кольцовъ, скажи,

чтобы тотчасъ же уведомилъ меня, а если по-

едетъ въ Питеръ, чтобы прямо ко мне и искалъ

бы меня на Васильевскомъ острову (следуетъ

адресъ)... У меня теперь большая квартира, и

намъ|съ нимъ будетъ просторно“...

Петербурга, 30 декабря 1840 г. 1)

30 декабря 1840

£г. г). „Спасибо1 1 23 ¿тебе,

друже, за письмо—я даже испугался, увидевъ

такое толстое послаше, которое совсемъ не въ

духе твоей лености...

„Все, что написалъ ты о Гете и Шилле­

ре—прекрасно, и много пояснило мне насчетъ

этихъ двухъ чудаковъ. Признаться ли тебе въ

грехе... о Шиллере не могу и думать, не за­

дыхаясь, а къ Гете начинаю чувствовать родъ

ненависти, и, ей-Богу, у меня рука не поды­

мется противъ Менцеля; хотя сей мужъ и по-

прежнему остается въ глазахъ моихъ идютомъ.

Боже мой—к а т е прылски, к а т е зигзаги въ раз-

витш! Страшно думать!

„Да, я созналъ, наконецъ, свое родство съ

Шиллеромъ, я—кость отъ костей его, плоть отъ

плоти его,—и если что должно и можетъ интересо­

вать меня въ лшзни и въ исторш, такъ это -

онъ, который созданъ, чтобъ быть моимъ бо-

гомъ, моимъ кумиромъ,—ибо онъ есть выспнй

и благороднейшей мой идеалъ человека. Но

довольно объ этомъ. Отъ Шиллера перехожу

къ Полевому...

„Нетъ, никогда не раскаюсь я въ моихъ

нападкахъ на Полевого, никогда не признаю

ихъ ни несправедливыми, ни преувеличенными“...

15 января 1841 г. (продолжете). 3).

„...Теперь о второмъ пункте твоего письма

—о Каткове. Признаюсь, огорошилъ ты меня!

1) Большая доля этого письма (очень длиннаго) занята разска-

зомъ и опредЬлешемъ личнмхъ отношенШ Б'Ьливскаго къ Ботки­

ну, Кетчеру и Каткову.

(Пыпинъ, А.

«Б^линекШ^т.П^стр. 86—92).

2) Письмо начато 30 декабря 1840 года и кончено въ конн’Ь

января 1841 года.

3)

Невгьдтьнскгй.

«Катковъ и его время», стр. 64- 66.

1) Пыпинъ, II, 56—57.