629
IV.
П Р И Л О Ж Е Н ! Е. \
630
и люди это видятъ, и никому до этого нетъ
дела!.. И это общество, на разумныхъ нача-
лахъ существующее, явлены действительности!..
И после этого им'Ьетъ ли право
человпкъ
за
бываться въ искусстве, въ зн ати !). Я ожесто-
ченъ противъ всЬхъ субетанц'
1
а.т
1
ьныхъ на-
чалъ, связывающихъ, въ качестве верованш,
волю человека!“.,.
„Что за дивная повесть Кудрявцева 1 2), —
какое мастерство, какая художественность—и
все-таки эта повесть не понравилась мне. На
чинаю бояться за себя—у меня рождается ка
кая-то враждебность противъ
объективныхъ
создатй искусства. Въ другое время поговорю
объ этомъ побольше... Поклонись милому Петру
Николаевичу—вотъ еще человпкъ, къ которому
любовь моя похожа на страсть“...
Петербурга, 9 декабря 1842 г. 3).
„Смерть Кольцова тебя поразила. Что
делать? На меня таюя вещи иначе действуютъ:
я похожъ на солдата въ разгаре битвы- палъ
другъ и братъ—ничего—съ Богомъ—дело обы
кновенное. Оттого-то, верно, потеря сильнее
д'Ьйствуетъ на меня тогда, какъ я привыкну
къ ней, нежели въ первую минуту. Объ отце
Кольцова думать нечего: такой случай могъ
бы вооружить перо энергическимъ, громонос-
нымъ негодовашемъ где-нибудь, а не у насъ.
Да и ч"Ьмъ виноватъ этотъ отецъ, что онъ—му-
жикъ? И что онъ сд'Ьлалъ особеннаго? Воля
твоя, а я не могу питать враждебности противъ
волка, медведя или бешеной собаки, хотя бы
кто изъ нихъ растерзалъ чудо генш или чудо
красоты, такъ же какъ ве могу питать враждеб
ности къ паровозу, раздавившему на пути сво-
емъ человека. Поэтому-то Христосъ, видно, и
молился за палачей своихъ, говоря: не в'Ьдятъ
бо, чтб творятъ. Я не могу молиться ни за
волковъ, ни за медведей, ни за бегненыхъ со-
бакъ, ни за русскихъ купцовъ и мужиковъ, ни
за русскихъ судей и квартальныхъ; но и не
могу питать къ тому или другому изъ нихъ
личной ненависти. И
что
напишешь объ от
це Кольцова и
какъ
напишешь? Во 1-хъ, и
написать нельзя, во 2-хъ, и напиши—онъ
ведь и не прочтетъ—а если прочтетъ, не
пойметъ, а если и пойметъ—не убедится.
Издать сочинены Кольцова—другое дело, но
какъ издать, на что издать, и проч., и проч.
Совокупность вс'Ьхъ такихъ вопросовъ парали-
зуетъ мой духъ и производить во мне апатш.
Эта апатш, я начинаю догадываться, есть осо
бенный родъ отчаянш“.
„Кр. получилъ еще стихи на смерть К.,
но уведомлены никакого—когда, какъ и пр.
Все еще какъ-то ждется чуда, не воскреснетъ
ли, не ошибка ли? Страдалецъ былъ этотъ че-
лов'Ькъ—я теперь только понялъ его. Мне
смешно, горько смешно вспомнить, какъ пере-
зывалъ я его въ Питеръ, какъ спорилъ про
тивъ его возражений. К. зналъ действитель
ность. Торговля въ его глазахъ была синони-
момъ мошенничества и подлости. Онъ говорилъ,
что хорошо быть такимъ купцомъ, какъ ты, но
не такимъ, какъ (друпе)... Одна мысль о нача-
тш новаго поприща унижены, пролазничества,
плутней, приводила его въужасъ,—она-то и уса
1) Еще базаровекая черта въ сороковыхъ годахъ, заыЪчаетъ г.
Пыпинъ (стр. 126, т. 1Г).
2) Ызлинсшй говоритъ, вероятно, о новой повести Кудрявце
ва
«Ц
к
Ь
тоеъ
»,
въ «Отеч. Зап.» 1841, кн. 9.
3)
Пыпинъ.
А. «Б'ЬлинокШ» т. П, отр. 157—159, 166, 168
—169.
харила его... Чичиковъ действительно Ахиллъ
русской Илыды... Дюгенъ, увидя мальчика,
пыощаго воду изъ реки рукою, бросилъ свой
стаканъ, -какъ ненужную вещь; намъ нельзя
этого делать, намъ законъ: или хрустальный,
граненый стаканъ, или смерть, пли подлость...
Что ни говори, а оно такъ“.
„Спасибо тебе за вести о славянофилахъ и
за стихи иа Дмитрова 1)—не могу сказать,
какъ то и другое порадовало меня. Если не
ошибаюсь въ себе и въ своемъ чувстве,—не
нависть этихъ господь радуетъ меня—я сма
кую ее, какъ боги амброзш, какъ Боткинъ (мой
другъ) всякую „сладкую дрянь“; я былъ бы
радъ ихъ мщенш.. Я буду постоянно бесить
ихъ, выводить изъ терпены, дразнить. Бой
мелочной, во все же бой, война съ лягушками,
но все же не миръ съ баранами“.
„Жить становится все тяжелее и тяжелее—
не скажу, чтобы я боялся умереть съ тоски,
а не шутя боюсь или сойти съ ума, или ша
таться, ничего не делая, подобно тени, по зна-
комымъ. Стены моей квартиры мне ненавистны;
возвращаясь въ нихъ, иду съ отчаяшемъ въ
душе, словно узникъ въ тюрьму, изъ которой
ему позволено было выйти погулять. Это ты
отъ меня уже слышалъ: но сколько бы я ни по-
вторялъ тебе этого, никогда не буду въ си-
лахъ выразить всей действительности этого
страшнаго могильнаго ощущены. Былъ гре-
шокъ—лгобилъ я встарину преувеличить иное ра
ди поэзш содержанши выражены,но теперь,Богь
съ нею, со всякою поэзшю—немножко поэзш, не
множко веселости я предпочелъ бы чести силь
но страдать. Теперь настала пора, когда не до
поэзш, когда страшно уверяться въ прозаич
ной действительности собственнаго страданш,
а уверяешься противъ воли“...
Къ Н. А. Бакунину.
Г
Петербурга, 9 декабря 1841 г. 2).
„...Видите ли, я все тотъ же, что и былъ,
все та же
прекрасная душа,
безумная и любя
щая... 3)
„Обаятеленъ м1ръ внутренней, но, безъ осу
ществлены во вне, онъ есть мфъ пустоты, ми
ражей, мечташй. Я же не принадлежу къ числу
чисто-внутреннихъ натуръ... Недостатокъ внеш
ней деятельности для меня не можетъ возна
граждаться внутреннимъ м1ромъ, и по этой при
чине внутреншй мфъ — для меня источникъ
однихъ мученШ, холода, апатш, мрачная и
душная тюрьма Сердце мое еще не отказалось
отъ веры въ жизнь, ни отъ мечтав й : (хотелось
бы) забыться дня на два отъ мучешй жизни,
отдохнуть усталою душой, снова увидеть такъ
давно милые душе образы, которые иногда
видятся сквозь житейсюй туманъ, словно ан-
гельсюе лики въ облакахъ... Но сознаше мое
покоряетъ сердце...; для моего же сознаны,
жизнь равна смерти, смерть—жизни, счаспе—
несчастно, и несчаспе—счастью, потому что все
это призраки, создаваемые субъективною на
строенностью нашего духа въ ту или другую
минуту, а сами мы — исчезающш волны реки,
тени преходящы. Я не верю моимъ убежде-
нымъ, и не способенъ изменить имъ; я смеш
нее Донъ-Кихота: тотъ по крайней мере отъ.
1) Въ откЬтъ на стпхотвореше «Безыменному критику».
2) Пыпинъ, II, 130—131; Милюковъ. Р. В4д. 95 г. № 323.
3) Письмо писано въ отв'Ьтъ на приглашеню прБЬхать въ Пря-
мухино (деревню Еакупиныхъ’). Приписки сеетеръ къ письму Ба
кунина, съ упомянутымъ приглашетемъ, вызываютъ въ дупгЬ БЬ-
линскаго ц’Ьлый взрывъ заснувшаго чувства.