Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  704 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 704 / 734 Next Page
Page Background

6 3 3

IV.

П Р И Л О Ж Е Н ! Е.

(э34

все существо мое и отняло бы языкъ. Теперь

ужъ такое чувство даже страшно, хотя я со-

лгалъ бы, уверяя, что не желаю его. Что бы я

съ нимъ сталь делать, съ моею дряблою ду­

шою, съ моимъ дряннымъ здоровьемъ, моею

бедностью и моею совершенною расторженностью

съ действительностью нашего общества. Я че-

ловекъ не отъ м^ра сего. И потому вполне убе­

дился, что для меня не можетъ быть никакого

счастья, и что въ самомъ счастьи для меня было

бы одно несчастш“.

„Я теперь много думаю объ эгоизме. Это

интересный предметъ для изследованш.. Духъ

тьмы и злобы есть не кто иной, какъ эгоизмъ.

Когда эгоизмъ является въ собственномъ своемъ

виде—онъ просто гадокъ, или просто страшенъ,

какъ враждебная для другихъ сила; но онъ не

обольстителенъ, и никого не соблазнить, а всехъ

отвратить отъ себя. Опаснее бываетъ эгоизмъ,

когда онъ добродушно самъ считаетъ себя са-

моотвержстемъ, внутреннею жизнью. Гете, по

моему мненш, былъ воплощешемъ такого эго­

изма. Вникните въ характеръ Эгмонта, и вы

увидите, что это лицо играетъ святыми чув­

ствами, какъ предметомъ возвышеннаго духов-

наго наслажденш; но они, эти святыя чувства,

вне его и не присущи его натуре. „Какъ сла­

достна привычка къ жизни“, восклицаетъ онъ,

и на это воеклицаше хочется мне воскликнуть

ему: „какой же ты пошлякъ, о голландсюй ге­

рой!“ Гофманъ саркастически заставляетъ Кота

Мурра цитировать это воеклицаше... Для Эгмонта

патрштизмъ не более, какъ вкусное блюдо на

пиру жизни, а не религюзное чувство. Святая

натура и великая душа Шиллера, закаленная

въ огне древней гражданственности, никогда

не могла бы породить такого гнилого идеала...

На созерцаше эгоистической натуры Гете осо­

бенно навела меня статья во2№„Отеч. Зап.“—

„Гете и графиня Штольбергъ“. Гете любить де­

вушку, любимъ ею -и что же? онъ играетъ этою

любовью. Для него важны ощущенья, возбуж­

денный въ немъ предметомъ любви, —онъ ихъ

анализируетъ, воспеваетъ въ стихахъ, носится

съ ними, какъ курица съ яйцомъ; но личность

предмета любви для него—ничто, и онъ борется

еъ своимъ чувствомъ и побеждаетъ его изъ угож-

денш мерзкой сестре своей и „дражайшимъ“ ро-

дителямъ. Девушка потомъ умираетъ, — и ни

одинъ стихъ Гете, ни одно слово его во всю

остальную жизнь его не напомнило о милой,

поэтичной Лили, которая такъ любила этого

великаго эгоиста. Вотъ онъ—идеализированный,

опоэтизированный, холодный эгоизмъ внутрен­

ней жизни, который дорожить только собою,

своими ощущешями, не думая о техъ, кто воз-

будилъ ихъ въ немъ... Итакъ, самый опасный

эгоизмъ есть тотъ, который принимаетъ на себя

личину любви и 'добродушно убежденъ, что

онъ—самая возвышенная, самая эеирная лю­

бовь. Кто любитъ все, тотъ ничего не любитъ,

ибо все граничить съ ничто. Такъ Гете любилъ

все, отъ ангела въ небе до младенца на земле

и червя въ море, и потому не любилъ ничего.

И въ м1р£ все постигнул'ъ онъ,

И ничему не покорился! ^

сказалъ о немъ Жук., не думая, чтобы въ этой

похвале заключалось осуждеше Гете. Переписка

его съ „милою Августою“ Шт. смешна до край­

ности. Какая сентиментальность—точно сладгай

немецгай супъ! „Разинь, душенька, ротикъ—я

положу тебе конфетку“— такъ и твердить онъ

Августе, а та, на старости летъ сошедши съ

ума, вздумала обращать его къ тэтизму. Мо­

жетъ быть, я ошибаюсь на этотъ счетъ, но

Вогъ съ нимъ, съ этимъ Гете: онъ велигай че-

ловекъ, я благоговею передъ его гешемъ, но

темъ не менее я терпеть его не могу. Недавно

прочелъ я его „Германа и Доротею“ — какая

отвратительная пошлость!“...

„Натура моя не чужда акта отрицанш, и я

перешелъ черезъ несколько моментовъ его; но

отказаться отъ желанш счастья, котораго не»

возможность такъ математически ясна для ме-

ня,—еще нетъ силъ, и сохрани Богъ, если не

станетъ ихъ на совершеше этого носледняго

и великаго акта. Вы читали Horace? Помните

Ларавиньера?—вотъ человекъ и мужчина. Но

какъ трудно сделаться такимъ человекомъ,.

право, труднее, чемъ уподобиться Гете. Право,

простым добродетели человека выше и труднее

блестящихъ достоинствъ гешя“.

„...Семейнаго знакомства у меня мало, одна-

кожъ я часто бываю въ обществе женщинъ„.

очень добрыхъ и очень милыхъ, но который

только возбуждаютъ во мне глубокую, тоскли­

вую жажду женскаго общества... Съ горя, что­

бы любить хоть что-нибудь, завелъ себе ко­

тенка и иногда развлекаю себя удовольствшмъ

кроткихъ и невинныхъ душъ—играю съ нимъ“..,

Къ М. В. Орловой.

Окт. 12.

„...Третьяго дня получилъ я отъ васъ

письмо, которое сделало меня кротко и тихо,

но вместе съ темъ

И

глубоко счастливымъ;

образъ вашъ въ душе моей снова сталъ све-

телъ и прекрасенъ, и я сказалъ вамъ правду

во вчерашнемъ письме, что это ваше письмо

могло бы воскресить меня умирающаго. Да, до

4 часовъ нынешняго дня, я былъ невыразимо

счастливь вами и черезъ васъ: мысль о васъ

действовала на мою грудь освежительно, я чув-

ствовалъ вокругъ себя ваше незримое присут-

ствш, жилъ двойною жизнью. Я не жалелъ о

томъ, что письмо мое заставило васъ много и

тяжко страдать: страданье благодатно тогда,,

когда оно ведетъ къ сознанш. Мне было бы

даже неприятно, если бы вдругъ вы спокойно

согласились со мною въ томъ, чего за минуту

и представить не умели себе какъ возможное

и естественное, и потому въ вашемъ страданш

я виделъ органичесюй, живой процессъ созна­

ния и благословилъ его. Ваше письмо было на­

писано въ два пршма, и составляетъ какъ бы

два письма. Первое оканчивается изъявленшми

вашей любви ко мне, которыя тронули меня до

глубины души, до слезъ; почеркъ слабеетъ и

последтя строки едва дописаны—волнеше ду­

ши вашей прервало ихъ. Второе письмо начи­

нается мыслью, что ваше страданье было не

безполезно—и по вашему решению ехать въ П.

я увиделъ, что вы съ честью и победою вышли

изъ борьбы. Да, ваше письмо было прекрасно;

какъ въ зеркале, отражало оно въ себе вашу

душу, ваше сердце, все, что я въ васъ такъ

высоко уважалъ, а потому и любилъ Въ этомъ

письме вы были самой собою, безъ всякихъ

носторонцихъ влщшй.

Сегодня получилъ я отъ васъ второе пись­

мо, которое вы написали, побывавъ у своего

дражайшаго дядюшки, и въ которомъ

поэтому'

я уже не узналъ васъ. Въ немъ ничего нетъ

вашего, — особенно вашей благородной откро­

венности: вы хитрите и лукавите со мною, а

можетъ быть, прежде всего съ самой-собою.

„Я

пртду

,

непремгьнно пртду“,

говорите вы, но

къ этому прибавляете:

„если вы такъ этого хо­

тите“.

А разве вы не знаете, что я

такъ этого

хочу?

Разве вы не знаете,

что я такъ этоги