619
П И С Ь М А .
620
'
хлФба, пополамъ съ пескомъ и мякиною, и,
пришедъ въ большой городъ, увидФлъ горы и
калачей, и кондитерскихъ изд1ийй, и плодовъ:
молено оказать, что у него н£гь самообладанш
и человеческой воздержности, если онъ на эти
вещи будетъ смотреть глазами тигра... а за
хвативши что-нибудь, начнетъ пожирать съ
зверскою жадностью, а когда у него станутъ
отнимать, онъ въ бешенстве разобьетъ себе
черепъ? Какъ же отъ него требовать Entsagung?
У всякаго есть своя исторш, мой добрый Васи
лий“... 1).
Петсрбури», 24 февраля 1840 г.
2).
„...Ты пишешь, что онъ 3) любитъ одно
общее. О, пропадай это ненавистное общее,
этотъ Молохъ, пожираюпцй жизнь, эта гремуш
ка эгоизма!.. Лучше самая пошлая жизнь, чемъ
такое
общее, чтобъ чортъ его побралъ! Пусть
лучше данъ будетъ моему разуменш малень-
шй уголокъ живой действительности, чемъ это
пустое, лишенное всякаго содержанш, всякой
действительности, сухое и эгоистическое (об
щее). Ты пишешь, что у меня такая же способ
ность отвлеченш, какъ у М.: такъ, да не такъ,
я резонеръ и рефлектировщикъ, правда,-—но за
то, какъ скоро представали передъ меня див-
ныя явленш действительности, въ искусстве и
жизни, я посылалъ къ чорту свою рефлекеш,
и никогда не менялъ
человкка
на
книгу...“
27 февраля и 1 марта 1840 г. (продолжевш).
„...Каждое письмо твое, —светлый пр&зд-
никъ для меня, день счастья и даже полноты,
поколику она для меня возможна. А о Пушки
не ты врешь, хотя, по своему обыкновенно, и
мило врешь. Шекспиръ не зналъ новейшей
германской рефлекеш, но мщосозерцате его
оттого
не пострадало, не сузилось, равно какъ
и обилщ нравственныхъ идей. У Пушкина то
и другое безконечно, только труднее въ то
и другое проникнуть, чемъ у немцевъ. Вспо
мни, что ты самъ такъ глубоко и верно подм'Ь-
тилъ въ „Онегине“—какое безконечное м1росо-
зерцаше, какой велишй нравственный урокъ—
и въ чемъ же—въ нашей частной жизви, среди
помещиковъ! А тамъ еще „Цыганы“, „Борисъ
Годуновъ“, „Русалка“ (обрати на нее внимате),
„Скупой Рыцарь“, „Каменный Гость“. Въ по
следнее время мне открылся „Вахч. Фонтанъ“:
мне кажется, я въ состоянш написать объ этой
крошечной пьеске целую книгу—великое игро
вое создаше! Присовокупи ко всему этому, что
Пушкинъ умеръ во цвете летъ, въ поре воз
мужалости своего генш, умеръ, когда велишй
мфообъемлюнДй Пушкинъ уже кончился, и на
чинался въ немъ велишй, мщообъемлющгй
Шекспиръ. Да, м1ръ увиделъ бы въ немъ но-
ваго Шекспира...“ 1 2 3 4).
„О, какъ действуютъ на меня подобныя
еамосознанш въ такихъ простыхъ целостныхъ
людяхъ, какъ Пушкинъ! Нетъ, В., надо радо
ваться, что ядовитое дыхаше рефлекеш (ядо
витое для поэзш) не коснулось Пушкина, и
• 1) Письмо оканчивается 20-го февраля разеуждетямй о лич-
ныхъ отношешяхъ Шлишскаго съ некоторыми друзьми кружка и
о сердечной исторш Боткина.
(П ы п и нъ
, А. «БЬлинскШ», т. П,
гд. VI, отр. 25).
2
)
Это письмо относится ко времени окончательнаго разрыва
еъ сфидософокимъ другомъ»; здЬсь, между прочимъ, Б'ЬлинскШ
даетъ полный проеторъ" своему враждебному настроешю.
3) Философсгай другь, т. е. М. Б акунинъ.^
4) Дальше БЬлинскШ передаетъ содержаше стих. Пушкина
«Памятннкъ».
темъ не отняло у человечества великаго ху
дожника, Я понимаю цену, значеше и необхо
димость рефлектированной поэзш—я самъ безъ
ума отъ еимволическаго „Прометея“ Гете; но,
во-первыхъ, я настаиваю на то, что когда го
ворится объ истинной (непосредственной) поэ
зш,—о рефлектированной можно и помолчать;
а во-вторыхъ,—я вижу нравственную идею толь
ко въ
нерукотворныооъ, явленныхъ
образахъ,
которые одни есть абсолютная действитель
ность, а не те, где хитрила человеческая му
дрость. Воля твоя, а после Вертера и Виль
гельма Мейстера—твое удивлеше къ Wahlver-
wandscliaften мне очень подозрительно. Я уве-
ренъ, что это то же, что Вильг. Мейстеръ: вино
пополамъ съ водою. Такш произведенья, много
давая въ частяхъ, целымъ своимъ только уси-
ливаютъ болезненность духа и рефлексно, а не
выводятъ изъ нихъ въ полноту созерцаМя. А
что Егоръ ведорычъ 4) восхищается рефлекти-
рованностыо поэзш Шиллера—брешетъ, собачй
сынъ 2)... Еще разъ—счастье наше, что натура
Пушкина не поддалась рефлекеш: отъ того онъ
и велишй поэтъ“...
„Пиши мне, пиши о каждомъ стихотворе-
нш Лермонтова 3)—иначе я не хочу съ тобою
знаться. Какъ, мой добрый и лысый Васший,—
„На смерть Одоевскаго“ тебе больше нравится,,
чемъ „Терекъ“? Cie мнете, о Воткинъ!—если
бы ты его напечаталъ,—я бы печатно отрекся
даже отъ того, что когда-либо где встречалъ
тебя. Неужели на святой Руси только одному
мне суждено было добраться (съ грехомъ по
поламъ) до тайны поэзш, и носиться съ нею
среди васъ, подобно Кассандре съ ея злове
щею тайною, осуждавшею ее на отчуждете и
одиночество среди ликугощаго народа въ св’Ьт-
ломъ Илшне! Нетъ,—Кудрявцеву, верно, „Те
рекъ“ лучше нравится, чемъ „На см. Од.“—
ведь не даромъ же я такъ люблю его... Спроси1
его и тотчасъ же уведоми или заставь его
при себе же написать несколько словъ объ
этомъ—буду ждать этого съ такимъ нетерпе-
ншмъ, какъ будто и Вогъ знаетъ чего...
„...Да, кстати: что съ тобою... деется? Ты
безъ меня потерялъ всякое чутье къ поэзш.
Новогреческш пёсни я заметилъ—ове превос
ходны и переводъ хорошъ. 4) Но, ради Аллаха,
съ чего ты взялъ, что переводы Аксакова по
ложительно хороши, а не положительно дурны?
Неужели это Гете?—Чемъ же онъ выше Семена
Егоровича Раича? А Вецелевскаго стихотворе-
шя я не понимаю: должно быть, рефлектиро-
ванное. Струговщикова переводъ тоже не изъ
лучшихъ его переводовъ. И вообще стихотвор
ная часть въ „Одесск. Альманах^“—плоховата.
Стихи Лермонтова недостойны его имени“...
...„Что, другъ, ты ужъ говоришь, что луч
ше шэтизмъ, чЪмъ пантеистичесшя построенш
о беземертш? 5) Я самъ то же думаю. Для меня
Ев.—абсолютная истина, а беземертш индив.
духа есть основной его камень. Временемъ те
пло верится—
Съ души какъ бремя скатится
Сомн’Ьнье далеко,
И вЬрится, и плачется,
л такъ легко, легко.
Да, надо читать чаще Евангелш—только
отъ него и можно ожидать нолнаго угбшенш.
Но объ этомъ или все, или ничего“.
1) Гегель.
2) Гоголевская фраза.
3) По ын'Ьнпо Б'Ьлинскаго, у Лермонтова также мало рефлекеш:.
«есть надежда, что будетъ поэтъ». (Пыпинъ, II, 28)
4) Р1»чь идетъ объ «Одесскоыъ Альманах!»» Надеждина, 1840 г.
5) Въ своихъ письмахъ Б’ЬлинскШ часто возвращается къ во
просу о беземертш, который его тревожить.