Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  691 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 691 / 734 Next Page
Page Background

607

60®

п и с

бы себя самымъ фарисейскимъ образомъ, если

бы сталъ отрицать въ себ* живое и плодотвор­

ное зерно любви къ истин*: вс* мои статьи

были плодомъ этой любви; только самолюб1е

всегда тутъ вм*шивалссь и играло большую

или меньшую роль. Даже въ дружескомъ кругу,

разсуждая о чемъ-нибудь, я вдругъ красн*лъ

оттого, нто нехорошо выразилъ м-ою мысль, или,

нто бывало всего чаще, неловко сострилъ, или

отъ противной причины (Боже мой! —какая

мелочность);

но какъ скоро дгъло касается до

моихъ задушевныхъ убпждент, я тотчасъ за­

бываю себя, выхожу изъ себя,

и

тутъ давай

мнп каведру и толпу народа, я ощущу въ себгъ

присутствг.е Бож1е, мое маленькое я исчезнешь,

и слова, полныя (нсара и силы, рккою польют­

ся съ языка моего“--

(Дальше Б’Ьлннсшй переходить ко второму своему недостатку—

чувственности, п говорить):

„...Пустяки, я давно созналъ ея гадость, а

сознаше недостатка убиваетъ недостатокъ. Да

и можетъ ли быть, чтобы челов*къ, который

такъ в*рно понимаетъ назначена женщины,

какъ я, который питаетъ ко всякой достойной

женщин* такое святое, такое робкое чувство

благогов*нш; душа котораго такъ жаждетъ

любви чистой и высокой и, можетъ быть, уже

не разъ трепетала и замирала отъ предчувствш

этого блаженства, можетъ ли быть, чтобы та­

кой челов*къ не им*лъ силы поб*дить низкш

чувственныя побужденш и возгнушаться ими?..“

Теб* изв*стны мои понятая о людяхъ,

ты знаешь, что я разд*ляю ихъ на два класса—

на людей съ зародышами любви и людей, ли-

шенныхъ этого зародыша. Посл*дте для меня

—скоты, и я почитаю слабостью всякое снисхо-

ждеше къ нимъ. Но когда я вижу челов*ка съ

зародышемъ чувства, то какъ бы глубоко ни

палъ онъ, но если, въ самомъ паденш, онъ

сохранилъ инстинктъ истины и сознаше своего

паденш, онъ братъ мой, и я не могу пре­

зирать его.

„Благодать Божш1) не дается намъ свыше,

но лежитъ, какъ зародышъ, въ насъ самихъ;

но не въ нашей вол* вызывать ея д*йств1е,

и въ этомъ отношенш она намъ дается. Чело-

в*къ ничего не можетъ сд*лать для своего со­

вершенства, д*йствуя своею волею

положи­

тельно,

но много можетъ для него сд*лать,

д*йствуя ею

отрицательно.

Я не могу возбу­

дить въ себ* чувства, когда оно замерло во

мн*, не могу наполнить блаженствомъ мою

душу, убитую и истощенную порокомъ, словомъ,

я не могу взять себ* доброд*тель, но могу

бросить порокъ. Тогда во мн* не останется ни­

чего, потому что не быть порочнымъ еще не

значить быть доброд*тельнымъ; я буду пусть

совершенно. Ео для челов*ка съ потребностью

жизни нельзя долго оставаться въ состоявш

пустоты: сильн*йшее начало его натуры скоро

должно взять верхъ, если только онъ не взду-

маетъ удовольствоваться отрицательнымъ со-

вершенствомъ; но такъ какъ для посл*дняго

случая надо родиться додлецомъ, пошлякомъ,

квакеромъ, сектантомъ и не им*ть никакого

зародыша челов*ческой жизни, то, повторяю,

добро должно въ немъ восторжествовать. Про-

тивъ этого нельзя спорить“...

Ы Вт. »то время цЬлью стремлений въ кружка ГтЬлинскаго была

«полная жизнь духа», жизнь абсолютная, т. е. заключавшая въ

себ'Ь удовлетворен!© всЬхъ выешихъ нравсгвенныхъ интерееовъ

человека, ра«толкованныхъ филос#ф1ей. «Абсолютная жизнь была

равнозначительна пребывант въ любви, благодати, царствЪ Божь

емъ,—такъ что философский идеалп8мъ совпадалъ съ релииоз-

нымъ». (Пыпниъ, I; 184).

Ь

М А.

„Я презираю и ненавижу доброд*тель безъ

любви, и скор*е р*шусь стремглавъ броситься

въ бездну порока и разврата, съ ножемъ въ

рукахъ на большихъ дорогахъ добывать свой

насущный кусокъ хл*ба, нежели, затоптавъ.

свое чувство и разумъ ногами въ грязь, быть

добрымъ квакеромъ, пошлымъ резонеромъ,

пуританиномъ, раскольникомъ, добрымъ по рас­

чету, честнымъ по эгоизму, не воровать у

другнхъ, чтобы другимъ не дать права воровать

у себя, не р*зать ближняго, чтобы ближшй не

р*залъ меня. Ты знаешь, что въ моихъ глазахъ

женщина, принадлежавшая многимъ но побу­

ждению чувственности, есть женщина разврат­

ная... но гораздо мен*е развратная... нежели1

женщина, которая одному отдала себя на всю

жизнь, по расчету или по чувству долга, или

женщина, которая, любивъ одного, вышла за

другого изъ уваженья къ родительской вол* и

общественному мн*нпо, боролась съ своимъ

чувствомъ, какъ съ преступлен!емъ, и, поб*дивъ

его... убила въ себ* вс* челов*ческш искры“..

...„Живя въ Пятигорск*, я перечелъ множе­

ство романовъ и между ними н*сколько Купе-

ровыхъ, изъ которыхъ виолн* понялъ стихш с*-

веро-американскихъ обществъ: моя застоявшая­

ся, сгустившаяся отъ тины и паутины, но еще

не охлад*вшая кровь кип*ла отъ негодованш

на это гнусно-доброд*тельное и честное об­

щество торгашей, новыхъ жидовъ, отвервших­

ся отъ Евангелш и признавшихъ старый

Зав*тъ. Н*тъ, лучше Турцш, нежели Америка;

н*тъ—лучше быть падшимъ ангеломъ, т.-е.

дьяволомъ, нежели невинною, безгр*шною, не

холодною и слизистою лягушкою! Лучше в*чно

валяться въ грязи и болот*, нежели опрятно

од*ться, причесаться, и думать, что въ этомъ-

то состоитъ все совершенство челов*ческое.“

(Въ томъ же пиеыгЬ Б£линскШ вспомипаегъ о своей жизни въ

деревн'Ь у Бакуниныхч» и товоригь о томъ влшнш, какое ^она

изгЬла иа него).

...„Душа моя смягчилась, ея ожесточеше ми­

новало, и она сд*лалась способною къ воспри­

нято благихъ впечатл*нтй, благихъ истинъ...

„Я ощутилъ себя въ новой сфер*, увид*лъ.

себя въ новомъ м1р*: окрестъ меня все дышало

гармошей и блаженствомъ, и эта гармонш и.

блаженство частью проникли и въ мою душу.

Я увид*лъ осуществлеше моихъ поняий о>

женщин*; опытъ утвердилъ мою в*ру. Но не­

смотря на все это, я у*халъ изъ ...на 1) далеко

не т*мъ, ч*мъ почиталъ тогда себя; я былъ.

только взволнованъ, но еще не перерожденъ:

благодать Божш стала только доступна мн*,

но еще не сд*лалась полнымъ моимъ достоя-

шемъ. И потому мое пребываше въ ...н*, не

будучи совершенно безплоднымъ, все-таки не

принесло т*хъ плодовъ, которые я думалъ, что

оно уже принесло. И этому опять та же причи­

на: разстройство вн*шпей жизни. Я хотЬлъ въ

...и* успокоиться, забыться—и до н*которой

степени усп*лъ въ этомъ; но грозный при-

зракъ вн*шней жизни (т.-е. его крайне раз-

строенныхъ, матершльныхъ обстоятельствъ) отра-

влялъ мои лучшш минуты. Я не хот*лъ ду­

мать о будущемъ; отъ*здъ мой представлялся

мн* въ какомъ-то туман*, какъ будто бы въ

...н* я долженъ былъ провести всю жизнь мою...

Вс* житейскш попеченш, вс* тревоги вн*шней

жизни я старался давить въ моей душ*, и-

хотя, невидимому, усп*валъ въ этомъ, но мое-

спокойствш было обманчиво; въ душ* моей

была страшная борьба. Во-первыхъ, мысль о»

1) Прянухино, пазваше деревни Б-хъ.