607
60®
п и с
бы себя самымъ фарисейскимъ образомъ, если
бы сталъ отрицать въ себ* живое и плодотвор
ное зерно любви къ истин*: вс* мои статьи
были плодомъ этой любви; только самолюб1е
всегда тутъ вм*шивалссь и играло большую
или меньшую роль. Даже въ дружескомъ кругу,
разсуждая о чемъ-нибудь, я вдругъ красн*лъ
оттого, нто нехорошо выразилъ м-ою мысль, или,
нто бывало всего чаще, неловко сострилъ, или
отъ противной причины (Боже мой! —какая
мелочность);
но какъ скоро дгъло касается до
моихъ задушевныхъ убпждент, я тотчасъ за
бываю себя, выхожу изъ себя,
и
тутъ давай
мнп каведру и толпу народа, я ощущу въ себгъ
присутствг.е Бож1е, мое маленькое я исчезнешь,
и слова, полныя (нсара и силы, рккою польют
ся съ языка моего“--
(Дальше Б’Ьлннсшй переходить ко второму своему недостатку—
чувственности, п говорить):
„...Пустяки, я давно созналъ ея гадость, а
сознаше недостатка убиваетъ недостатокъ. Да
и можетъ ли быть, чтобы челов*къ, который
такъ в*рно понимаетъ назначена женщины,
какъ я, который питаетъ ко всякой достойной
женщин* такое святое, такое робкое чувство
благогов*нш; душа котораго такъ жаждетъ
любви чистой и высокой и, можетъ быть, уже
не разъ трепетала и замирала отъ предчувствш
этого блаженства, можетъ ли быть, чтобы та
кой челов*къ не им*лъ силы поб*дить низкш
чувственныя побужденш и возгнушаться ими?..“
Теб* изв*стны мои понятая о людяхъ,
ты знаешь, что я разд*ляю ихъ на два класса—
на людей съ зародышами любви и людей, ли-
шенныхъ этого зародыша. Посл*дте для меня
—скоты, и я почитаю слабостью всякое снисхо-
ждеше къ нимъ. Но когда я вижу челов*ка съ
зародышемъ чувства, то какъ бы глубоко ни
палъ онъ, но если, въ самомъ паденш, онъ
сохранилъ инстинктъ истины и сознаше своего
паденш, онъ братъ мой, и я не могу пре
зирать его.
„Благодать Божш1) не дается намъ свыше,
но лежитъ, какъ зародышъ, въ насъ самихъ;
но не въ нашей вол* вызывать ея д*йств1е,
и въ этомъ отношенш она намъ дается. Чело-
в*къ ничего не можетъ сд*лать для своего со
вершенства, д*йствуя своею волею
положи
тельно,
но много можетъ для него сд*лать,
д*йствуя ею
отрицательно.
Я не могу возбу
дить въ себ* чувства, когда оно замерло во
мн*, не могу наполнить блаженствомъ мою
душу, убитую и истощенную порокомъ, словомъ,
я не могу взять себ* доброд*тель, но могу
бросить порокъ. Тогда во мн* не останется ни
чего, потому что не быть порочнымъ еще не
значить быть доброд*тельнымъ; я буду пусть
совершенно. Ео для челов*ка съ потребностью
жизни нельзя долго оставаться въ состоявш
пустоты: сильн*йшее начало его натуры скоро
должно взять верхъ, если только онъ не взду-
маетъ удовольствоваться отрицательнымъ со-
вершенствомъ; но такъ какъ для посл*дняго
случая надо родиться додлецомъ, пошлякомъ,
квакеромъ, сектантомъ и не им*ть никакого
зародыша челов*ческой жизни, то, повторяю,
добро должно въ немъ восторжествовать. Про-
тивъ этого нельзя спорить“...
Ы Вт. »то время цЬлью стремлений въ кружка ГтЬлинскаго была
«полная жизнь духа», жизнь абсолютная, т. е. заключавшая въ
себ'Ь удовлетворен!© всЬхъ выешихъ нравсгвенныхъ интерееовъ
человека, ра«толкованныхъ филос#ф1ей. «Абсолютная жизнь была
равнозначительна пребывант въ любви, благодати, царствЪ Божь
емъ,—такъ что философский идеалп8мъ совпадалъ съ релииоз-
нымъ». (Пыпниъ, I; 184).
Ь
М А.
„Я презираю и ненавижу доброд*тель безъ
любви, и скор*е р*шусь стремглавъ броситься
въ бездну порока и разврата, съ ножемъ въ
рукахъ на большихъ дорогахъ добывать свой
насущный кусокъ хл*ба, нежели, затоптавъ.
свое чувство и разумъ ногами въ грязь, быть
добрымъ квакеромъ, пошлымъ резонеромъ,
пуританиномъ, раскольникомъ, добрымъ по рас
чету, честнымъ по эгоизму, не воровать у
другнхъ, чтобы другимъ не дать права воровать
у себя, не р*зать ближняго, чтобы ближшй не
р*залъ меня. Ты знаешь, что въ моихъ глазахъ
женщина, принадлежавшая многимъ но побу
ждению чувственности, есть женщина разврат
ная... но гораздо мен*е развратная... нежели1
женщина, которая одному отдала себя на всю
жизнь, по расчету или по чувству долга, или
женщина, которая, любивъ одного, вышла за
другого изъ уваженья къ родительской вол* и
общественному мн*нпо, боролась съ своимъ
чувствомъ, какъ съ преступлен!емъ, и, поб*дивъ
его... убила въ себ* вс* челов*ческш искры“..
...„Живя въ Пятигорск*, я перечелъ множе
ство романовъ и между ними н*сколько Купе-
ровыхъ, изъ которыхъ виолн* понялъ стихш с*-
веро-американскихъ обществъ: моя застоявшая
ся, сгустившаяся отъ тины и паутины, но еще
не охлад*вшая кровь кип*ла отъ негодованш
на это гнусно-доброд*тельное и честное об
щество торгашей, новыхъ жидовъ, отвервших
ся отъ Евангелш и признавшихъ старый
Зав*тъ. Н*тъ, лучше Турцш, нежели Америка;
н*тъ—лучше быть падшимъ ангеломъ, т.-е.
дьяволомъ, нежели невинною, безгр*шною, не
холодною и слизистою лягушкою! Лучше в*чно
валяться въ грязи и болот*, нежели опрятно
од*ться, причесаться, и думать, что въ этомъ-
то состоитъ все совершенство челов*ческое.“
(Въ томъ же пиеыгЬ Б£линскШ вспомипаегъ о своей жизни въ
деревн'Ь у Бакуниныхч» и товоригь о томъ влшнш, какое ^она
изгЬла иа него).
...„Душа моя смягчилась, ея ожесточеше ми
новало, и она сд*лалась способною къ воспри
нято благихъ впечатл*нтй, благихъ истинъ...
„Я ощутилъ себя въ новой сфер*, увид*лъ.
себя въ новомъ м1р*: окрестъ меня все дышало
гармошей и блаженствомъ, и эта гармонш и.
блаженство частью проникли и въ мою душу.
Я увид*лъ осуществлеше моихъ поняий о>
женщин*; опытъ утвердилъ мою в*ру. Но не
смотря на все это, я у*халъ изъ ...на 1) далеко
не т*мъ, ч*мъ почиталъ тогда себя; я былъ.
только взволнованъ, но еще не перерожденъ:
благодать Божш стала только доступна мн*,
но еще не сд*лалась полнымъ моимъ достоя-
шемъ. И потому мое пребываше въ ...н*, не
будучи совершенно безплоднымъ, все-таки не
принесло т*хъ плодовъ, которые я думалъ, что
оно уже принесло. И этому опять та же причи
на: разстройство вн*шпей жизни. Я хотЬлъ въ
...и* успокоиться, забыться—и до н*которой
степени усп*лъ въ этомъ; но грозный при-
зракъ вн*шней жизни (т.-е. его крайне раз-
строенныхъ, матершльныхъ обстоятельствъ) отра-
влялъ мои лучшш минуты. Я не хот*лъ ду
мать о будущемъ; отъ*здъ мой представлялся
мн* въ какомъ-то туман*, какъ будто бы въ
...н* я долженъ былъ провести всю жизнь мою...
Вс* житейскш попеченш, вс* тревоги вн*шней
жизни я старался давить въ моей душ*, и-
хотя, невидимому, усп*валъ въ этомъ, но мое-
спокойствш было обманчиво; въ душ* моей
была страшная борьба. Во-первыхъ, мысль о»
1) Прянухино, пазваше деревни Б-хъ.