Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  690 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 690 / 734 Next Page
Page Background

€ 0 5

IV. П Р И Л О Ж Е Н 1 Е

6 0 6

лучше сказать, всегда были орудымъ полити­

ки, и потому тамъ нетъ ни науки, ни искусства,

ни религш, и потому, еще больше французской

политики, бойся французской науки, въ особен­

ности французской философш. Право народное

должно выходить изъ права человеческаго, а

:цраво человеческое должно выходить изъ во­

проса о причине и цели всего сущаго, а во-

просъ этотъ есть задача философш. Французы

же все выводить изъ настоящаго положены

общества, и потому у нихъ нетъ вечныхъ

истинъ, но истины дневныя, т, е. на каждый

день новыя истины. Они все хотятъ вывести не

изъ вечныхъ законовъ человеческаго разума,

а изъ опыта, изъ исторш, и потому не удиви­

тельно, что они въ конце XVIII века хотели

возобновить римскую республику, забывъ, что

одно и то же явлены не повторяется дважды, и

что римляне не примерь фрапцузамъ. Опытъ

ведетъ не къ истине, а къ заблужденш, пото­

му что факты разнообразны до безконечности

и противоречивы до такой степени, что истину,

выведенную изъ одного факта, можно тотчасъ

же пришибить другими фактомъ; найти же

внутреннюю связь и единство въ этомъ разно-

образш и противореча фактовъ молено только

въ духе человеческомъ, след., философы, осно­

ванная на опыте, есть нелепость. Новейиле

■французы хватились за немцевъ, но не поняли

ихъ, потому что французъ никогда не можетъ

возвыситься до всеобщности и, на зло самому

себе, всегда остается французомъ, а въ области

мышленш должны исчезать все нацшнальныя

различы и долженъ оставаться одинъ

человпкъ.

Итакъ, къ чорту французовъ; ихъ влыше, кро­

ме вреда, никогда ничего не приносило намъ.

Мы подражали ихъ литературе—и убили свою...

Германы—вотъ 1ерусалимъ новейшаго челове­

чества, вотъ куда съ надеждою и уповагпемъ

должны обращаться его взоры.. Доселе хри-

спанство было истиною въ созерцаши,словомъ,—

было верою; теперь оно должно быть истиною

въ сознанш — философию. Да, философы нем­

цевъ есть ясное и отчетливое, какъ математика,

развиты и объяснены хрнспапскаго учены,

какъ учены, основаннаго на идее любви и

идее возвышены человека до божества, путемъ

■сознаны. Мне кажется, что юной и девствен-

пой Россш должна завещать Германы и свою

семейственную жизнь, и свои общественный

добродетели и свою м^ообъемлющую филосо­

фш. У насъ много зла. много безалаберщины,

много чуждыхъ влышй, и худыхъ, и хорошихъ,

но этотъ-то безпорядокъ и ручается за наше

прекрасное будущее, потому что еще никакое

чуждое влыны, худое или хорошее, не взяло у

пасъ решительнаго перевеса. Мы, по праву,

наследники всей Европы. Итакъ, наше (т. е.

насъ, молодыхъ людей) назначены уже и те­

перь ясно; мы должны начать этотъ союзъ съ

Германию“...

Къ М. А. Бакунину.

Пнтигорскъ, 16 августа 1837 г. 1).

„...Я вспомнилъ, что за разность убе-

ждешй ты разрывалъ и не такы связи... Въ

первый разъ представилось мне, что идея для

тебя дороже человека“... 1 2)

1) Пыппчъ, I. 195—197, 170-173, 184-186, 136.

2) Это письмо писано Бйлпнскнмъ въ отвЪтъ на письмо друга,

заявившего, что онъ рЪзко отдЬляетъ себя отъ друзей (Ейлинскаго

и

Станкевича^,

и

намЪрепъ разойтись съ

ними

,

какъ еъ безиа-

„...Можетъ быть, я не правь; но не оскор­

бленное самолюбы скрываетъ отъ меня истину.

Я

гордъ, самолюбиво

,

тщеславенъ

до того, что

всякая похвала, даже со стороны глупца, вы-

зываетъ краску удовольствы на мое лицо и

ускоряетъ обращены крови; но никогда горь­

кая правда, высказанная другомъ съ участымъ,

въ какихъ бы то ни было резкихъ или, если

угодно, ругательныхъ выражешяхъ, не возбу­

ждала во мне отвращены къ другу пли малей-

шаго неудовольетвы. Похвала скорее можетъ

повредить мне, нелсели горькая истина, и нигде

и ни въ чемъ я не бываю такъ свято добро-

совестенъ, и нигде и ни въ чемъ я не возвы­

шаюсь до такого совершеннаго самоотверженш,

какъ въ сознанш своего ничтожества, когда

мне на него указываютъ. Это я всегда могу

сказать о себе смело и утвердительно, это есть

моя лучшая сторона. Въ самомъ глубочайшемъ

моемъ паденш я всегда сохранялъ уважены къ

истине, и теперь особенно мне чуждо всякое

сомнете въ ней, тогда какъ сомнете въ са­

момъ себе съ калсдымъ днемъ более и

более терзаетъ меня и лишаетъ последнихъ

с и л ъ ...

„...Я самъ начинаю уверяться, что нетъ ни­

чего мизернее и скучнее, какъ человекъ, ко­

торый, утопая въ грязи, понимаетъ всю га­

дость своего положены, а не имеетъ силы вы­

рваться изъ него, который имеетъ прямыя и

светлыя идеи о цели жизни, и не можетъ пе­

ренести ихъ въ свою жизнь, который безпре-

станно раскаивается, жалуется на себя друзь-

ямъ своимъ, обвипяетъ себя въ животности,

слабодушш, пошлости и ограничивается толь­

ко однимъ раскаяшемъ, самообвиненымъ и лса-

лобами. Да,—я чувствую, что долженъ казать­

ся слишкомъ лошлымъ всякому, кто знаетъ

меня вблизи, а не издали“...

„Во мне два главныхъ недостатка: само­

любы и чувственность. Остановимся на первомъ,

потому что второй совершенно ничтоженъ, какъ

покажутъ... результаты моихъ доводовъ. Ты

знаешь, что я имею похвальную привычку

краснеть безъ всякой причины, какъ думаютъ

вое, но въ самомъ-то деле очень не безъ при­

чины Эта похвальная привычка составляетъ

несчасты моей жизни... Самолюбы — вотъ при­

чина этого явлены. Конечно, здесь нрпнимаетъ

большое учаспе какая-то природная робость

характера и еще одно обстоятельство въ моемъ

воспитанш, о чемъ теперь мне некогда распро­

страняться, но главная причина все-таки само­

любы. Я краспею оттого, что мне не отдали

должной справедливости, следовательно, отъ

оскорбленнаго самолюбы; я краснею оттого, что

мне отдали справедливость, следовательно, отъ

удовлетвореннаго самолюбы; къ чести своей

скажу, что еще чаще краснею я вследствы со­

знаны своего недостоинства, отъ того вниманы,

которое оказываготъ мне хорошее люди, знаю­

щее мепя издалека. Я понимаю самое малей­

шее движете моего самолюбы — и все-таки не

могу убить въ себе этого пошлаго чувства. Оно

овладело мною совершенно, сделало меня сво­

имъ рабомъ... Я не напиеалъ ни одной статьи

съ полнымъ самозабвенымъ въ своей идее;

безеознательное предчувствы неуспеха и, еще

более того, успеха всегда волновало мою кровь,

усиливало и напрягало мои умственныя силы,

какъ прымъ ошума. И между темъ, я упизил-

ся бы до самаго пошлаго смирены, оклеветалъ

ложно-падшими. Письмо друга «обдало холодомъ» БЪлипскаго. Подъ

первымъ впечатл’Ьшемъ онъ напиеалъ Бакунину рЪзкую отповедь,

въ которую вылилъ все, что накопилось въ ого душЪ со времени

по-Ьздки въ деревпю къ Еакунинымъ въ 1836 г.