Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  688 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 688 / 734 Next Page
Page Background

601

I V

П Р И Л О Ж Е Н ! Е.

Ш

1837

.

Къ *).

I.

Пятпгорскъ. 7 августа 1837 г. 1).

„...Есть между людьми братство, о кото-

ромъ пропов*дывалъ Христосъ, есть между ни­

ми родство, основанное на любви и стремлеши

къ Богу, а Богъ есть любовь и истина“.

„Богъ не есть н*что отдельное отъ мфа,

но Богъ въ мц>*, потому что онъ везд*. Да,

его, какъ говорить велишй 1оаннъ, любим*й-

ппй упеникъ Христа, его никто не видалъ; но

онъ во всякомъ благородномъ порыв* челов*ка,

во всякой св-Ьтлой его мысли, во всякомъ свя-

томъ движеши его сердца. Мфъ или вселенная

есть его храмъ, а душа и сердце челов*ка, или,

лучше сказать, внутреннее

я

человека есть его

алтарь, престолъ, его

святая святыхъ.

Итакъ,

ищи Бога невъхрамахъ, созданныхъ людьми,

но ищи въ сердц* своемъ, ищи его въ любви

своей. Утони, исчезни въ наук* и искусств*,

возлюби науку и искусство, возлюби ихъ какъ

ц*ль и потребность твоей жизни, а не какъ

средство къ образованно и усп*хамъ въ св*-

т *—и ты будешь блаженъ, а кто достигъ бла­

женства, тотъ носить въ себ* Бога... Богъ есть

истина, сл*довательно, кто сд*лался сосудомъ

истины, тотъ есть и сосудъ Вож1й; кто

знаетъ,

тотъ уже и

любить,

потому что, не любя, не­

возможно познавать, а познавая, невозможно

не любить; Богъ есть вм*ст* и истина и лю­

бовь, и разумъ и чувство, такъ, какъ солнце

есть вм*ст* и св*тъ и теплота“... 1 2)

„...Вн* мысли все призракъ, мечта; одна

мысль существенна и реальна. Что такое ты

самъ? Мысль, од*тая т*ломъ; т*ло твое сгшетъ,

но твое

я

останется; сл*довательно, т*ло твое

есть призракъ, мечта, но

я

твое существенно

и в*чно. Философш — вотъ что должно быть

предметомъ твоей д*ятельности. Философш есть

наука идеи чистой, отр*шенной; исторш и есте-

ствознате суть науки идеи въ явлеши. Теперь,

спрашиваю тебя: что важи*е — идея пли явле­

ны, душа или т*ло? Идея ли есть результатъ

явленья, или явлены есть результатъ идеи? Везъ

сомн*щя, явлены есть результатъ идеи. Бели

такъ, то можешь ли ты понять результатъ, не

зная его причины? Можетъ ли для тебя быть

понятна исторш чедов*чества, если ты не зна­

ешь, что такое челов*къ, что такое челов*че-

ство? Вотъ почему философш есть начало и

источникъ всякаго знанш, вотъ почему безъ

философш всякая наука мертва, непонятна и

нел*па.

„Но теб* нельзя начать прямо съ философш:

теб* надо приготовиться къ ней путемъ искус­

ства. Какъ къ душевному просв*тл*нно черезъ

причасие, хрисяанинъ готовится путемъ поста

и покаянш, такъ искусствомъ долженъ ты очи­

1) Письмо вто писано БЪлинвкпмъ къ одному близкому моло­

дому человеку, не принадлежавшему къ кружку, въ которомъ вра­

щался Б'Ьлпнсшй, писано въ пер1одъ ого

«примирительного

от нот енш пъ действительности* ■

Эта «примиряющая*

нота съ действительностью, явившаяся у БЪлннскаго подъ влш-

темъ изучетя фмлоеофш Гегеля («все существующее разумно»),

звучитъ мо всемъ этомъ письме, въ которомъ Белинсшй подробно

излагаетъ целую программу своихъ

тогдашниюъ

мнЬтй, свой

ваглядъ на истор

1

ю и тогдашнее подожеше русскаго общества.

Пибьмо приведено въ извлечеиш, какъ оно напечатано у

А . П ы пина

«В. Г. БЪлинеюй». т. 1, гд. IV, стр. 177—183.

2) Велинскш советуетч» своему приятелю бросить тотъ спещаль-

ный предметъ, которымъ онъ занимался, и начать изучать фило-

соф т, потому что главнейшимъ предметомъ изученш человека

должна быть мысль.

Пыпинъ

, I, стр. 177

стить свою душу отъ проказы земной суеты,,

холоднаго себялюбы, отъ обольщешй вн*шней

жизни, и приготовить ее къ принятие чистой

истины. Искусство укр*питъ и разовьетъ въ те-

б* любовь; оно дастъ теб* религпо или

истину

въ созерцант,

потому что религш есть

истина,

въ созерцант,

тогда какъ философш есть

исти­

на въ сознанги.

Кто ув*ренъ въ истин* по чув­

ству и не можетъ вывести ее изъ разума соб­

ственною свободною самостоятельностью, для

того

истина существуешь только въ созерцант..

Но не им*я истины въ созерцант, невозможно-

им*ть ее и въ сознавш. Ты былъ еще ребен-

комъ, а уже ум*лъ отличать добро отъ зла,

истину отъ лжи—значить, что истипа въ созер­

цали всегда предшествуетъ истин* въ созна-

нш. Но въ д*тств* ты могъ чувствовать толь­

ко житейскую, практическую истину; теперь ты

долженъ пршбр'Ьсти созерцант истины отвле­

ченной, чистой, и это созерцант дается теб*

искусствомъ“.

„...Только въ ней (въ философш) ты най­

дешь отв*ты на вопросы души твоей, только

она дастъ миръ и гармонш душ* твоей и по­

дарить тебя такимъ счастьемъ, какого толпа и

не подозр*ваетъ и какого вн*шняя жизнь не

можетъ ни дать теб*, ни отнять у тебя. Ты бу­

дешь не въ мф*, по весь мфъ будетъ въ теб*.

Въ самомъ себ*, въ сокровенномъ святилищ*

своего духа найдешь ты высшее счастье, и тогда

твоя маленькая комнатка, твой убопй и тош­

ный кабипетъ будетъ истиннымъ храмомъ сча-

стш. Ты будешь свободенъ, потому что не бу­

дешь ничего просить у мфа, и мфъ оставить

тебя въ поко*, видя, что ты ничего у него не

просишь. Пуще всего оставь политику и бойся

всякаго политическаго влшшя на свой образъ.

мыслей. Политика у насъ въ Россш не им*етъ

смысла, п ею могутъ заниматься только пустыя

головы. Люби добро, и тогда ты будешь необ­

ходимо полезенъ своему отечеству, не думая и

не стараясь быть ему полезнымъ. Если бы.

каждый изъ индивидовъ, составляющихъ Рос-

сш, путемъ любви дошелъ до совершенства,—

тогда Россш безъ всякой политики сд*лаласы

бы счастлив*йшшо страною въ мф*. Просв*-

щеше—вотъ путь ея къ счастью“...

„Для Россш 1) назначена совс*мъ другая

судьба, нежели для Францш, гд* политическое-

направлены и наукъ, и искусства, и харак­

тера жителей им*етъ свой .смыслъ, свою закон­

ность и свою хорошую сторону. Францш есть-

страна опыта, прим*ненш идей къ жизни. Со-

вс*мъ другое назначены Россш. Если хочешь

понять ея назначены -— прочти исторш Петра

Великаго—онъ объяснить теб* все. Ни у како­

го народа не было такого государя. Вс* вели-

кы государи другихъ народовъ ниже Петра;

вс* они были выражешемъ жизни своихъ на­

родовъ и только . выполняли волю своихъ на­

родовъ, творя великое, словомъ, вс* они были

подъ влшнымъ своихъ народовъ. Петръ, наобо-

ротъ, былъ выскочкою изъ своего народа, онъ

не воспиталъ его, но перевоспиталъ, не создалъ,.

но пересоздалъ. Цари вс*хъ народовъ разви­

вали свои народы, опираясь на прошедшее, на

преданы; Петръ оторвалъ Россш отъ прошед-

шаго, разрушивъ еятрадицш, и теперь см*шно-

и жалко смотр*ть на нашихъ пустоголовыхъ

ученыхъ и поэтовъ, которые нщутъ народности,

для мышленш и искусства въ исторш съ Рю­

рика до Алекс*я, въ этой допотопной исторш-

1) Нижеследующее пзложеше его «полптпческихъ» мнений чрез­

вычайно любопытно для сравнены съ далыгЬйптмъ развииемъ его-

взглядов!» (см. его письма къ Боткину).