601
I V
П Р И Л О Ж Е Н ! Е.
Ш
1837
.
Къ *).
I.
Пятпгорскъ. 7 августа 1837 г. 1).
„...Есть между людьми братство, о кото-
ромъ пропов*дывалъ Христосъ, есть между ни
ми родство, основанное на любви и стремлеши
къ Богу, а Богъ есть любовь и истина“.
„Богъ не есть н*что отдельное отъ мфа,
но Богъ въ мц>*, потому что онъ везд*. Да,
его, какъ говорить велишй 1оаннъ, любим*й-
ппй упеникъ Христа, его никто не видалъ; но
онъ во всякомъ благородномъ порыв* челов*ка,
во всякой св-Ьтлой его мысли, во всякомъ свя-
томъ движеши его сердца. Мфъ или вселенная
есть его храмъ, а душа и сердце челов*ка, или,
лучше сказать, внутреннее
я
человека есть его
алтарь, престолъ, его
святая святыхъ.
Итакъ,
ищи Бога невъхрамахъ, созданныхъ людьми,
но ищи въ сердц* своемъ, ищи его въ любви
своей. Утони, исчезни въ наук* и искусств*,
возлюби науку и искусство, возлюби ихъ какъ
ц*ль и потребность твоей жизни, а не какъ
средство къ образованно и усп*хамъ въ св*-
т *—и ты будешь блаженъ, а кто достигъ бла
женства, тотъ носить въ себ* Бога... Богъ есть
истина, сл*довательно, кто сд*лался сосудомъ
истины, тотъ есть и сосудъ Вож1й; кто
знаетъ,
тотъ уже и
любить,
потому что, не любя, не
возможно познавать, а познавая, невозможно
не любить; Богъ есть вм*ст* и истина и лю
бовь, и разумъ и чувство, такъ, какъ солнце
есть вм*ст* и св*тъ и теплота“... 1 2)
„...Вн* мысли все призракъ, мечта; одна
мысль существенна и реальна. Что такое ты
самъ? Мысль, од*тая т*ломъ; т*ло твое сгшетъ,
но твое
я
останется; сл*довательно, т*ло твое
есть призракъ, мечта, но
я
твое существенно
и в*чно. Философш — вотъ что должно быть
предметомъ твоей д*ятельности. Философш есть
наука идеи чистой, отр*шенной; исторш и есте-
ствознате суть науки идеи въ явлеши. Теперь,
спрашиваю тебя: что важи*е — идея пли явле
ны, душа или т*ло? Идея ли есть результатъ
явленья, или явлены есть результатъ идеи? Везъ
сомн*щя, явлены есть результатъ идеи. Бели
такъ, то можешь ли ты понять результатъ, не
зная его причины? Можетъ ли для тебя быть
понятна исторш чедов*чества, если ты не зна
ешь, что такое челов*къ, что такое челов*че-
ство? Вотъ почему философш есть начало и
источникъ всякаго знанш, вотъ почему безъ
философш всякая наука мертва, непонятна и
нел*па.
„Но теб* нельзя начать прямо съ философш:
теб* надо приготовиться къ ней путемъ искус
ства. Какъ къ душевному просв*тл*нно черезъ
причасие, хрисяанинъ готовится путемъ поста
и покаянш, такъ искусствомъ долженъ ты очи
1) Письмо вто писано БЪлинвкпмъ къ одному близкому моло
дому человеку, не принадлежавшему къ кружку, въ которомъ вра
щался Б'Ьлпнсшй, писано въ пер1одъ ого
«примирительного
от нот енш пъ действительности* ■
Эта «примиряющая*
нота съ действительностью, явившаяся у БЪлннскаго подъ влш-
темъ изучетя фмлоеофш Гегеля («все существующее разумно»),
звучитъ мо всемъ этомъ письме, въ которомъ Белинсшй подробно
излагаетъ целую программу своихъ
тогдашниюъ
мнЬтй, свой
ваглядъ на истор
1
ю и тогдашнее подожеше русскаго общества.
Пибьмо приведено въ извлечеиш, какъ оно напечатано у
А . П ы пина
«В. Г. БЪлинеюй». т. 1, гд. IV, стр. 177—183.
2) Велинскш советуетч» своему приятелю бросить тотъ спещаль-
ный предметъ, которымъ онъ занимался, и начать изучать фило-
соф т, потому что главнейшимъ предметомъ изученш человека
должна быть мысль.
Пыпинъ
, I, стр. 177
стить свою душу отъ проказы земной суеты,,
холоднаго себялюбы, отъ обольщешй вн*шней
жизни, и приготовить ее къ принятие чистой
истины. Искусство укр*питъ и разовьетъ въ те-
б* любовь; оно дастъ теб* религпо или
истину
въ созерцант,
потому что религш есть
истина,
въ созерцант,
тогда какъ философш есть
исти
на въ сознанги.
Кто ув*ренъ въ истин* по чув
ству и не можетъ вывести ее изъ разума соб
ственною свободною самостоятельностью, для
того
истина существуешь только въ созерцант..
Но не им*я истины въ созерцант, невозможно-
им*ть ее и въ сознавш. Ты былъ еще ребен-
комъ, а уже ум*лъ отличать добро отъ зла,
истину отъ лжи—значить, что истипа въ созер
цали всегда предшествуетъ истин* въ созна-
нш. Но въ д*тств* ты могъ чувствовать толь
ко житейскую, практическую истину; теперь ты
долженъ пршбр'Ьсти созерцант истины отвле
ченной, чистой, и это созерцант дается теб*
искусствомъ“.
„...Только въ ней (въ философш) ты най
дешь отв*ты на вопросы души твоей, только
она дастъ миръ и гармонш душ* твоей и по
дарить тебя такимъ счастьемъ, какого толпа и
не подозр*ваетъ и какого вн*шняя жизнь не
можетъ ни дать теб*, ни отнять у тебя. Ты бу
дешь не въ мф*, по весь мфъ будетъ въ теб*.
Въ самомъ себ*, въ сокровенномъ святилищ*
своего духа найдешь ты высшее счастье, и тогда
твоя маленькая комнатка, твой убопй и тош
ный кабипетъ будетъ истиннымъ храмомъ сча-
стш. Ты будешь свободенъ, потому что не бу
дешь ничего просить у мфа, и мфъ оставить
тебя въ поко*, видя, что ты ничего у него не
просишь. Пуще всего оставь политику и бойся
всякаго политическаго влшшя на свой образъ.
мыслей. Политика у насъ въ Россш не им*етъ
смысла, п ею могутъ заниматься только пустыя
головы. Люби добро, и тогда ты будешь необ
ходимо полезенъ своему отечеству, не думая и
не стараясь быть ему полезнымъ. Если бы.
каждый изъ индивидовъ, составляющихъ Рос-
сш, путемъ любви дошелъ до совершенства,—
тогда Россш безъ всякой политики сд*лаласы
бы счастлив*йшшо страною въ мф*. Просв*-
щеше—вотъ путь ея къ счастью“...
„Для Россш 1) назначена совс*мъ другая
судьба, нежели для Францш, гд* политическое-
направлены и наукъ, и искусства, и харак
тера жителей им*етъ свой .смыслъ, свою закон
ность и свою хорошую сторону. Францш есть-
страна опыта, прим*ненш идей къ жизни. Со-
вс*мъ другое назначены Россш. Если хочешь
понять ея назначены -— прочти исторш Петра
Великаго—онъ объяснить теб* все. Ни у како
го народа не было такого государя. Вс* вели-
кы государи другихъ народовъ ниже Петра;
вс* они были выражешемъ жизни своихъ на
родовъ и только . выполняли волю своихъ на
родовъ, творя великое, словомъ, вс* они были
подъ влшнымъ своихъ народовъ. Петръ, наобо-
ротъ, былъ выскочкою изъ своего народа, онъ
не воспиталъ его, но перевоспиталъ, не создалъ,.
но пересоздалъ. Цари вс*хъ народовъ разви
вали свои народы, опираясь на прошедшее, на
преданы; Петръ оторвалъ Россш отъ прошед-
шаго, разрушивъ еятрадицш, и теперь см*шно-
и жалко смотр*ть на нашихъ пустоголовыхъ
ученыхъ и поэтовъ, которые нщутъ народности,
для мышленш и искусства въ исторш съ Рю
рика до Алекс*я, въ этой допотопной исторш-
1) Нижеследующее пзложеше его «полптпческихъ» мнений чрез
вычайно любопытно для сравнены съ далыгЬйптмъ развииемъ его-
взглядов!» (см. его письма къ Боткину).