483
СОЧИНЕШЯ В. Г. ВЬЛИНСКАГО.
484
выйти въ таланты: мало таланта формы,
мало даже фантазш—нуженъ умъ, источникъ
идей, нужна* богатая натура, сильная лич
ность, которая, опираюсь на самую себя,
могла бы властительно приковать къ себе
взоры всЬхъ. Вотъ что нужно теперь, чтобъ
иметь право называться доэтомъ. После Пуш
кина такимъ поэтомъ явился Лермонтовъ.
Онъ, какъ известно, умеръ рано и потому
успФлъ написать слипшомъ немного. Онъ
действовали на литературномъ поприщф не
бол'Ье какпхъ-нибудь четырехъ дФтъ, а меж
ду теми въ это короткое время уснЬлъ об
ратить на свой талантъ удивленные взоры
ц^дой Росши; на него тотчасъ же стали смо
треть, какъ на великаго поэта... И такой
успехи получить после Пушкина!.. Согласи
тесь, что все это отнюдь не доказываетъ,
чтобъ время поэзш прошло, и чтобъ стихи
писались только для забавы пустыхъ людей.
Посредственность въ поэзш не долговечна;
но истинная поэзш вечна, вкусъ къ ней ни
когда не пройдетъ.
Передъ нами книга, которую могутъ счи
тать за что кому угодно—одни за книгу,
друпе—за маленькую тетрадку Те, кото-
_рымъ дорога память гешальнаго поэта, ко
торые интересуются каждыми стихомъ, вы-
шедшими изъ-подъ пера его и замечатель
ными для нихъ, если не въ эстетическомъ, то
въ психологическомъ отношети,—тй, гово-
римъ, совершенно въ праве счесть ее за книгу.
Но те, которые любятъ въ поэзш одно со
вершенное, безъ отношенш личности поэта,
въ праве счесть ее за маленькую тетрадку.
Однако жъ эта маленькая тетрадка драгоцен
нее многихъ толстыхъ книги; въ ней они
найдутъ пьесы: «Сонъ», «Тамара«, «Утесъ»,
«Выхожу одинъ я на дорогу», «Морская
Царевна», «Изъ-подъ таинственной холодной
полумаски», «Дубовый лиетокъ оторвался отъ
ветки родимой», *«НФтъ, не тебя такъ пылко
я люблю», «Не плачь, не плачь, мое дитя»,
«Пророки», «Свидаше»,—одиннадцать пьесъ,
все выеокаго, хотя и не равнаго достоинства,
потому что «Тамара», «Выхожу одинъ я на
дорогу» и «Пророки», даже и между сочи-
неншми Лермонтова, принадлежать къ бле
стящими исключешямъ... Что каеается до
остальныхъ десяти пьесъ (изъ нихъ одна—
целая поэма), которыхъ мы не яоименовы-
ваемъ, б&лыпая часть ихъ ознаменована то
проблесками таланта Лермонтова, то отпечат-
комъ его личности, и въ этомъ отношети
все оне чрезвычайно любопытны. Одинъ
журналъ жестоко нападали на «Отечествен
ный Записки» за помещеше будто бы Лер-
монтовскаго хлама, дблаемаго будто бы изъ
корыетныхъ расчетовъ, и кончили эти на
падки тймъ, что сами, для показания своихъ
безкорыстныхъ расчетовъ, въ одно прекрас
ное утро явился вдругъ съ семью стихотво-
реншми Лермонтова, которыя, за искдюче-
шемъ последняго, все довольно слабы и изъ
которыхъ два («Весна» и «Я не люблю тебя»)
гораздо прежде были напечатаны въ «Оте-
чественныхъ Запискахъ». Последнее было
напечатано еще въ лервомъ изданш етихо-
творешй Лермонтова, 1840 г., и въ первой
части второго издании, 1842 года, но пере
деланное и въ лучшемъ виде; тамъ оно на
чинается стихомъ: «Разстались мы, но твой
лортретъ...».
Все сочинешя Лермонтова сделались те
перь навсегда собственностью ихъ издателя,
всхЬдствш права, пршбретеннаго имъ отъ
наследниковъ покойнаго поэта. Это обсто
ятельство насъ очень радуетъ, ибо ручается,
что изданш сочинений Лермонтова будутъ
продолжаться безпрерывно по мере требо-
вашй со стороны публики, которыми тоже
нельзя ожидать перерыва. Равными образомъ
это обстоятельство ручается сколько за то,
что сочинешя Лермонтова всегда будутъ изда
ваться поди хорошею редакций и изящно
въ типографекомъ отношети, столько и за
то, что многочисленные почитатели таланта
Лермонтова могутъ надеяться увидеть полное
собрате его сочинетй, изданное по другому
плану.
Ч
то
касается собственно до насъ,
то,
не принимая на себя права советовать, мы
изъявляемъ здесь желате поскорее увидеть
сочинешя Лермонтова сжато изданными въ
двухъ книгахъ, изъ которыхъ одна заклю
чала бы въ себе «Героя Нашего Времени»,
а другая—стихотворения, расположенныя въ
такомъ порядке, чтобъ дучшш пьесы поме
щены были одна за другой по времени ихъ
появленш; за ними следовали бы отрывки
изъ «Демона», «Вояринъ Орша», «Хаджи
Абрекъ», «Маскарадъ», «Уездная Казначей
ша», «Измаилъ Вей», а наконецъ, уже вей
мелькш пьесы низшаго достоинства.
Говорить, что въ рукахъ одного известнаго
русскаго литератора находится еще несколь
ко нигде доселе ненапечатанныхъ пьесъ Лер
монтова. Имя этого литератора вполне мо«
жетъ служить ручательствомъ въ подлин
ности этихъ пьесъ. Кто не пожелаетъ по
скорее увидеть ихъ въ печати, особенно
въ
новомъ и, следовательно, более полномъ изда
нш сочинетй Лермонтова?..
Стихотворен1я В. Жуковенаго.
Томъ девятый.
Спб. 1844.
Летература наша всячески бедна. У насъ
мало гешальныхъ писателей, — да и те пи
сали и пишутъ очень мало, по крайней мере
гораздо меньше, нежели сколько можно и