Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  629 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 629 / 734 Next Page
Page Background

483

СОЧИНЕШЯ В. Г. ВЬЛИНСКАГО.

484

выйти въ таланты: мало таланта формы,

мало даже фантазш—нуженъ умъ, источникъ

идей, нужна* богатая натура, сильная лич­

ность, которая, опираюсь на самую себя,

могла бы властительно приковать къ себе

взоры всЬхъ. Вотъ что нужно теперь, чтобъ

иметь право называться доэтомъ. После Пуш­

кина такимъ поэтомъ явился Лермонтовъ.

Онъ, какъ известно, умеръ рано и потому

успФлъ написать слипшомъ немного. Онъ

действовали на литературномъ поприщф не

бол'Ье какпхъ-нибудь четырехъ дФтъ, а меж­

ду теми въ это короткое время уснЬлъ об­

ратить на свой талантъ удивленные взоры

ц^дой Росши; на него тотчасъ же стали смо­

треть, какъ на великаго поэта... И такой

успехи получить после Пушкина!.. Согласи­

тесь, что все это отнюдь не доказываетъ,

чтобъ время поэзш прошло, и чтобъ стихи

писались только для забавы пустыхъ людей.

Посредственность въ поэзш не долговечна;

но истинная поэзш вечна, вкусъ къ ней ни­

когда не пройдетъ.

Передъ нами книга, которую могутъ счи­

тать за что кому угодно—одни за книгу,

друпе—за маленькую тетрадку Те, кото-

_рымъ дорога память гешальнаго поэта, ко­

торые интересуются каждыми стихомъ, вы-

шедшими изъ-подъ пера его и замечатель­

ными для нихъ, если не въ эстетическомъ, то

въ психологическомъ отношети,—тй, гово-

римъ, совершенно въ праве счесть ее за книгу.

Но те, которые любятъ въ поэзш одно со­

вершенное, безъ отношенш личности поэта,

въ праве счесть ее за маленькую тетрадку.

Однако жъ эта маленькая тетрадка драгоцен­

нее многихъ толстыхъ книги; въ ней они

найдутъ пьесы: «Сонъ», «Тамара«, «Утесъ»,

«Выхожу одинъ я на дорогу», «Морская

Царевна», «Изъ-подъ таинственной холодной

полумаски», «Дубовый лиетокъ оторвался отъ

ветки родимой», *«НФтъ, не тебя такъ пылко

я люблю», «Не плачь, не плачь, мое дитя»,

«Пророки», «Свидаше»,—одиннадцать пьесъ,

все выеокаго, хотя и не равнаго достоинства,

потому что «Тамара», «Выхожу одинъ я на

дорогу» и «Пророки», даже и между сочи-

неншми Лермонтова, принадлежать къ бле­

стящими исключешямъ... Что каеается до

остальныхъ десяти пьесъ (изъ нихъ одна—

целая поэма), которыхъ мы не яоименовы-

ваемъ, б&лыпая часть ихъ ознаменована то

проблесками таланта Лермонтова, то отпечат-

комъ его личности, и въ этомъ отношети

все оне чрезвычайно любопытны. Одинъ

журналъ жестоко нападали на «Отечествен­

ный Записки» за помещеше будто бы Лер-

монтовскаго хлама, дблаемаго будто бы изъ

корыетныхъ расчетовъ, и кончили эти на­

падки тймъ, что сами, для показания своихъ

безкорыстныхъ расчетовъ, въ одно прекрас­

ное утро явился вдругъ съ семью стихотво-

реншми Лермонтова, которыя, за искдюче-

шемъ последняго, все довольно слабы и изъ

которыхъ два («Весна» и «Я не люблю тебя»)

гораздо прежде были напечатаны въ «Оте-

чественныхъ Запискахъ». Последнее было

напечатано еще въ лервомъ изданш етихо-

творешй Лермонтова, 1840 г., и въ первой

части второго издании, 1842 года, но пере­

деланное и въ лучшемъ виде; тамъ оно на­

чинается стихомъ: «Разстались мы, но твой

лортретъ...».

Все сочинешя Лермонтова сделались те­

перь навсегда собственностью ихъ издателя,

всхЬдствш права, пршбретеннаго имъ отъ

наследниковъ покойнаго поэта. Это обсто­

ятельство насъ очень радуетъ, ибо ручается,

что изданш сочинений Лермонтова будутъ

продолжаться безпрерывно по мере требо-

вашй со стороны публики, которыми тоже

нельзя ожидать перерыва. Равными образомъ

это обстоятельство ручается сколько за то,

что сочинешя Лермонтова всегда будутъ изда­

ваться поди хорошею редакций и изящно

въ типографекомъ отношети, столько и за

то, что многочисленные почитатели таланта

Лермонтова могутъ надеяться увидеть полное

собрате его сочинетй, изданное по другому

плану.

Ч

то

касается собственно до насъ,

то,

не принимая на себя права советовать, мы

изъявляемъ здесь желате поскорее увидеть

сочинешя Лермонтова сжато изданными въ

двухъ книгахъ, изъ которыхъ одна заклю­

чала бы въ себе «Героя Нашего Времени»,

а другая—стихотворения, расположенныя въ

такомъ порядке, чтобъ дучшш пьесы поме­

щены были одна за другой по времени ихъ

появленш; за ними следовали бы отрывки

изъ «Демона», «Вояринъ Орша», «Хаджи

Абрекъ», «Маскарадъ», «Уездная Казначей­

ша», «Измаилъ Вей», а наконецъ, уже вей

мелькш пьесы низшаго достоинства.

Говорить, что въ рукахъ одного известнаго

русскаго литератора находится еще несколь­

ко нигде доселе ненапечатанныхъ пьесъ Лер­

монтова. Имя этого литератора вполне мо«

жетъ служить ручательствомъ въ подлин­

ности этихъ пьесъ. Кто не пожелаетъ по­

скорее увидеть ихъ въ печати, особенно

въ

новомъ и, следовательно, более полномъ изда­

нш сочинетй Лермонтова?..

Стихотворен1я В. Жуковенаго.

Томъ девятый.

Спб. 1844.

Летература наша всячески бедна. У насъ

мало гешальныхъ писателей, — да и те пи­

сали и пишутъ очень мало, по крайней мере

гораздо меньше, нежели сколько можно и