481
II.
Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .
482
совъ; а потому подъ именемъ русской на
родной поэзш должно разуметь чисто народ
ный произведен^, какъ малорусскш, такъ и
великорусски!.
Положимъ, что все это и правда; но сто
ило хлопотать изъ такихъ б£дныхъ истинъ,
Который, къ довершен® беды, еще и не со-
всймъ истинны?
Стихотворешя М Лермонтова:
Часть I V . Спб.
1844
.
Говорятъ: время поэзш прошло, и ети-
ховъ уже никто не хочетъ читать. Не поду
майте, чтобъ это говорилось где-нибудь да
леко за моремъ; нЬть, тамъ люди давно уже
на столько поумнели, что не говорятъ по-
добныхъ нустяковъ. И не мудрено: тамъ
люди давно живутъ, и потому уже успели
выжить нисколько истинъ, о которыхъ у
нихъ никто не споритъ, въ которыхъ всё
единодушно согласились. У насъ не такъ; у
насъ еще не для всЬхъ доказанная истина,
что дважды-два — четыре: мноие думаютъ,
что дважды-два такъ же легко могутъ про
изводить лять и восемь, какъ и четыре. Вотъ
отчего у насъ еще спорятъ о томъ, чтб на
ряднее и величественнее
руссше пудовые
сапоги, убитые со стороны подошвы полу
сотней остроголовыхъ гвоздей и смазываемые
саломъ и дегтемъ, или легше н'емецше вы
воротные сапоги, которые лакируются ваксой;
спорятъ о томъ, что лучше: въ немецкомъ
ли костюме наслаждаться преимуществами,
присущими человеческой натурё, или въ
шапке мурмолке стоять ниже человечества,
во имя любви къ обычаямъ старообрядче
ства. Мы думаемъ, что у насъ скоро возник-
нетъ споръ о томъ, кого должны мы разу
меть подъ нашими праотцами—московитовъ
ли ХУП-го века, славянъ ли 1Х-го века,
или скиеонъ и сарматовъ, вючевавшихъ по
сю сторону Азовенаго и черна® морей еще
въ то время, когда Мильтшдъ поразилъ ихъ
родственниковъ, перссвъ, при Мараооне,—
когда на одимшйскихъ играхъ Иродотъ чи
тали свою иеторпо, а юноша вукидидъ пла
кали, внимая ему,—когда на техъ же олим-
шйскихъ играхъ Пиндаръ пелъ свои востор
женный оды,—когда Эсхилъ, Оофоклъ и Эв-
рипидъ зрелищемъ своих?, трагедой заста
вляли аеинянъ делиться съ богами блажен-
ствомъ олимн¡йеной жизни,—когда Фид1й со
зидали статуи Зевса и Паллады,—когда Со
крати проповедывалъ свое учете народу,
Демосеенъ гремели своими речами, а Пла-
тонъ въ академш полагали начало учен®
чистаго идеализма... ЧЬмъ дальше въ леей,
й м ъ больше дровъ, по русской пословице;
Соч.
Б
ълинокаго
.
Т. ГУ.
отыскивая родоначальпиковъ скиоовъ и сар
матовъ, а потоми родоначальниковъ ихъ ро-
доначальниковъ, мы непременно, дойдемъ до
Адама и, какъ истинные археологи, решимъ,
что намъ надо ходить въ костюме Адама,
чтобъ ни въ чемъ не отставать отъ своихъ
предковъ. Ведь надобно же и намъ когда-
нибудь быть последовательными и перестать
противоречить самими себе!..
Въ ожиданш этого вождеденнаго и, ка
жется, еще весьма неблизка® времени обра
тимся къ вопросу о поэзш. У насъ есть жур-
налъ, который издается какъ будто для до
казательства, что стихи пишутся детьми для
забавы дйтей же,—и чтобъ быть верными
самому себе, этотъ журнадъ потчуетъ своихъ
читателей действительно детскими стихами.
У насъ есть другой журнадъ, который, въ
противоположность первому, такъ высоко ува-
жаетъ поэзш, что видитъ ее во всякпхъ за-
востренныхъ риемой, размеренныхъ строч-
кахъ, и, чтобъ тоже не противоречить са
мому себе, помещаетъ стихи, уже отзыва
ющееся старческой дряхлостью, и стихи да-
ровитыхъ, но юныхъ поэтовъ—весьма юныхъ,
если судить по тревожности чувства, неопре
деленности идей, по неуменью соглашать
слова со смысломъ и другими признаками,
которыми отличаются эти плоды счастлива®
досуга, не связаннаго условшми логики и
здраваго смысла. Вотъ две крайнш стороны
вопроса, о томъ,—вздоръ или важное дело
поэзш? Мы думаемъ, что обе эти крайности
равно чужды истине и при томъ недалеко
разбежались другъ съ другомъ, потому что
обе выходятъ изъ одного источника—отсут-
ствш того органа, которыми понимается по
эзш. Мы, руссше, очень богаты стихами и
не оовсемъ бедны поэзшй. По крайней мере
въ томъ и другомъ отношенш мы бы должны
были дойти до той разборчивости, которая
любить одно чистое золото
ж
уже не увлека
ется блестящей мишурой. Ж мы уже почти
дошли до этого. Говоримъ почти, потому что
дошли пока еще безеознательно. Публика не
перестала читать стихи, но уже редко пере-
читываетъ ихъ. Это не значить, чтобъ сти
хи надоели ей; это значить, что она хочетъ
только хорошихъ стиховъ. А стихи теперь
уже не могутъ считаться хорошими только
по отношен® къ .форме, мимо ихъ содер-
жанш. Изъ уваженш къ заслугами поэта,
публика, пожалуй, прочтетъ е® етихи, хотя
бы въ нихъ и не нашла ничего, кроме ста-
рыхъ, давно уже знакомыхъ ей мотивовъ
я
азттскихъ оказокъ, перешедшихъ черезъ
не
мецки! руки; но перечитывать ихъ она едва
ли будетъ. Изъ новыхъ талантовъ она обра
тить свое внимате разве только на что-
нибудь сдишкомъ самобытное и оригиналь
ное. Потому теперь сделалось очень трудными
16