Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  628 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 628 / 734 Next Page
Page Background

481

II.

Б И Б Л 1 0 Г Р А Ф 1 Я .

482

совъ; а потому подъ именемъ русской на­

родной поэзш должно разуметь чисто народ­

ный произведен^, какъ малорусскш, такъ и

великорусски!.

Положимъ, что все это и правда; но сто­

ило хлопотать изъ такихъ б£дныхъ истинъ,

Который, къ довершен® беды, еще и не со-

всймъ истинны?

Стихотворешя М Лермонтова:

Часть I V . Спб.

1844

.

Говорятъ: время поэзш прошло, и ети-

ховъ уже никто не хочетъ читать. Не поду­

майте, чтобъ это говорилось где-нибудь да­

леко за моремъ; нЬть, тамъ люди давно уже

на столько поумнели, что не говорятъ по-

добныхъ нустяковъ. И не мудрено: тамъ

люди давно живутъ, и потому уже успели

выжить нисколько истинъ, о которыхъ у

нихъ никто не споритъ, въ которыхъ всё

единодушно согласились. У насъ не такъ; у

насъ еще не для всЬхъ доказанная истина,

что дважды-два — четыре: мноие думаютъ,

что дважды-два такъ же легко могутъ про­

изводить лять и восемь, какъ и четыре. Вотъ

отчего у насъ еще спорятъ о томъ, чтб на­

ряднее и величественнее

руссше пудовые

сапоги, убитые со стороны подошвы полу­

сотней остроголовыхъ гвоздей и смазываемые

саломъ и дегтемъ, или легше н'емецше вы­

воротные сапоги, которые лакируются ваксой;

спорятъ о томъ, что лучше: въ немецкомъ

ли костюме наслаждаться преимуществами,

присущими человеческой натурё, или въ

шапке мурмолке стоять ниже человечества,

во имя любви къ обычаямъ старообрядче­

ства. Мы думаемъ, что у насъ скоро возник-

нетъ споръ о томъ, кого должны мы разу­

меть подъ нашими праотцами—московитовъ

ли ХУП-го века, славянъ ли 1Х-го века,

или скиеонъ и сарматовъ, вючевавшихъ по

сю сторону Азовенаго и черна® морей еще

въ то время, когда Мильтшдъ поразилъ ихъ

родственниковъ, перссвъ, при Мараооне,—

когда на одимшйскихъ играхъ Иродотъ чи­

тали свою иеторпо, а юноша вукидидъ пла­

кали, внимая ему,—когда на техъ же олим-

шйскихъ играхъ Пиндаръ пелъ свои востор­

женный оды,—когда Эсхилъ, Оофоклъ и Эв-

рипидъ зрелищемъ своих?, трагедой заста­

вляли аеинянъ делиться съ богами блажен-

ствомъ олимн¡йеной жизни,—когда Фид1й со­

зидали статуи Зевса и Паллады,—когда Со­

крати проповедывалъ свое учете народу,

Демосеенъ гремели своими речами, а Пла-

тонъ въ академш полагали начало учен®

чистаго идеализма... ЧЬмъ дальше въ леей,

й м ъ больше дровъ, по русской пословице;

Соч.

Б

ълинокаго

.

Т. ГУ.

отыскивая родоначальпиковъ скиоовъ и сар­

матовъ, а потоми родоначальниковъ ихъ ро-

доначальниковъ, мы непременно, дойдемъ до

Адама и, какъ истинные археологи, решимъ,

что намъ надо ходить въ костюме Адама,

чтобъ ни въ чемъ не отставать отъ своихъ

предковъ. Ведь надобно же и намъ когда-

нибудь быть последовательными и перестать

противоречить самими себе!..

Въ ожиданш этого вождеденнаго и, ка­

жется, еще весьма неблизка® времени обра­

тимся къ вопросу о поэзш. У насъ есть жур-

налъ, который издается какъ будто для до­

казательства, что стихи пишутся детьми для

забавы дйтей же,—и чтобъ быть верными

самому себе, этотъ журнадъ потчуетъ своихъ

читателей действительно детскими стихами.

У насъ есть другой журнадъ, который, въ

противоположность первому, такъ высоко ува-

жаетъ поэзш, что видитъ ее во всякпхъ за-

востренныхъ риемой, размеренныхъ строч-

кахъ, и, чтобъ тоже не противоречить са­

мому себе, помещаетъ стихи, уже отзыва­

ющееся старческой дряхлостью, и стихи да-

ровитыхъ, но юныхъ поэтовъ—весьма юныхъ,

если судить по тревожности чувства, неопре­

деленности идей, по неуменью соглашать

слова со смысломъ и другими признаками,

которыми отличаются эти плоды счастлива®

досуга, не связаннаго условшми логики и

здраваго смысла. Вотъ две крайнш стороны

вопроса, о томъ,—вздоръ или важное дело

поэзш? Мы думаемъ, что обе эти крайности

равно чужды истине и при томъ недалеко

разбежались другъ съ другомъ, потому что

обе выходятъ изъ одного источника—отсут-

ствш того органа, которыми понимается по­

эзш. Мы, руссше, очень богаты стихами и

не оовсемъ бедны поэзшй. По крайней мере

въ томъ и другомъ отношенш мы бы должны

были дойти до той разборчивости, которая

любить одно чистое золото

ж

уже не увлека­

ется блестящей мишурой. Ж мы уже почти

дошли до этого. Говоримъ почти, потому что

дошли пока еще безеознательно. Публика не

перестала читать стихи, но уже редко пере-

читываетъ ихъ. Это не значить, чтобъ сти­

хи надоели ей; это значить, что она хочетъ

только хорошихъ стиховъ. А стихи теперь

уже не могутъ считаться хорошими только

по отношен® къ .форме, мимо ихъ содер-

жанш. Изъ уваженш къ заслугами поэта,

публика, пожалуй, прочтетъ е® етихи, хотя

бы въ нихъ и не нашла ничего, кроме ста-

рыхъ, давно уже знакомыхъ ей мотивовъ

я

азттскихъ оказокъ, перешедшихъ черезъ

не­

мецки! руки; но перечитывать ихъ она едва

ли будетъ. Изъ новыхъ талантовъ она обра­

тить свое внимате разве только на что-

нибудь сдишкомъ самобытное и оригиналь­

ное. Потому теперь сделалось очень трудными

16