479
С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКЛГО.
480
'
на первую страницу— и страницы начали
одна за другой переворачиваться подъ ру
кой. Сколько разъ читали мы эту книгу—
пора бы ужъ было ей надоесть; ничуть не
бывало: все старое въ ней такъ ново, такъ
св'Ьжо, какъ будто мы читаемъ ее въ пер
вый разъ. И предшествовавппя чтешя не
только не ослабили эффекта новаго, но еще
какъ будто усилили его. Такъ доброе вино
отъ лётъ становится все крепче и буке-
твс'гЬе!
Три изданш менАе, чймъ въ четыре года;
какъ хотите, а это успехи, огромный успЬхъ!
И какъ кстати явилось это третье пздаше —
именно какъ будто для того, чтобъ рйзче
выказать литературную нищету настоящаго
времени и яснее обнаружить всю великость
утраты, понесенной русской поэзшй въ лице
Лермонтова. Сколько романовъ и новостей,
сколько стихотворешй вышло въ эти четы
ре года! Мнопе изъ нихъ наделали шуму и
доставили своимъ авторами славу «первыхъ
писателей», благодаря услужливости и раз-
счетливости журнадьныхъ крикуновъ; неко
торые изъ этихъ романовъ, повестей и сти-
хотворенй дМствительно были не безъ до-
стоинствъ, и даже замйчательныхъ: но где
же они, вей эти творенш, куда скрылись?
Да, если перечесть, ихъ наберется таки до
вольно; но, кромЬ «Мертвыхъ Душъ» и н'Ь-
сколькихъ яовыхъ пьесъ Гоголя,— «Герой на
шего времени», равно какъ и стихотворешя
Лермонтова— все-таки новыя, словно сегодня
написанныя книги, а вей тй произведенш
были новы только, пока забавляли публику,
пока служили ей насущными дневными хлё-
бомъ; но сегодня хлёбъ съйденъ и завтра
его ужъ нйтъ.
Перечитывая вновь «Героя нашего вре
мени», невольно удивляешься, какъ все въ
немъ просто, легко, обыкновенно и въ то
же время такъ проникнуто жизнью, мыслью,
такъ широко, глубоко, возвышенно... Ка
жется, будто все это не стоило никакого
труда автору,— и тогда вспадаетъ на умъ
вопроси: что жъ еще они сделали бы? нагая
поэтических тайны унесъ они съ собой въ
могилу? кто разгадаетъ ихъ?.. Лукъ богаты
ря лежитъ на земле, но уже нйтъ другой
руки, которая натянула бы его тетиву и пу
стила подъ небеса пернатую стрелу... И
этотъ гешй, эта великая духовная сила при
вязана къ скудельному организму личности
человека: не стало человека— и нйтъ уже
въ мцтй его силы...
Скоро выйдетъ въ свйтъ четвертая часть
стихотворешй Лермонтова. Это будетъ н о
в а я книга, хотя она уже и прочтена публи
кой еще до выхода своего. Въ ней собрано
все, что было напечатано въ «Отечеетвен-
выхъ Запискахъ» прошлаго и нынйпгаяго
годовъ,— такъ что почитатели таланта Лер
монтова (а ихъ много на Руси) будутъ иметь
все, до последней строки, что было ими на
писано и теперь открыто. Нельзя надеяться,
чтобъ еще что-нибудь нашлось— разве ка-
гае-нибудь незначительные опыты ранней
эпохи его поэтической деятельности. Напе
чатанное въ этой книжкЬ Отечественныхъ
Записокъ стихотвореше «Пророки» принад-
лежитъ къ лучшими создавший Лермонтова
и есть последнее (по времени) его произве
дете. Какая глубина мысли, какая страш
ная энергш выраженш! Такихъ стиховъ долго
не дождаться Росши!..
Третье изданш «Героя нашего времени»
въ типографическомъ отяошенш прекрасно.
Во всякомъ другомъ отяошенш мы не бу-
демъ хвалить этой книжки; похвалы для нея
такъ же безполезны, какъ безопасна брань.
Никто и ничто не помешаетъ ея ходу и
расходу—пока не разойдется она до послед-
няго экземпляра: тогда она выйдетъ четвер
тыми издашемъ, и такъ будетъ продолжаться
до тЬхъ поръ, пока русегае будутъ говорить
русскими языкомъ.
Объ историческомъ зкачежи русской народной
поэзш.
Николая Костомарова. Писано для по
лучены степени магистра историческихъ на-
укъ. Харьковъ. 1844.
Въ наше время если сочинитель не хочетъ
или не умйетъ говорить о чемъ-нибудь дЬль-
номъ, русская народная поэзш: всегда пред
ставить ему прекрасное средство выпутаться
изъ беды. Что можно было сказать объ
этомъ предмете, уже было сказано. Но Ко
стомарова это не остановило, и онъ издали
о народной русской поэзш целую книгу
сдовъ, изъ которыхъ трудно было бы выжать,
какое-нибудь содержите. Это собственно фра
зы не о русской, а о малоросшйской народ
ной поэзш; о русской тутъ упоминается ми-
моходомъ. Въ разсказй о подвигахъ Анку-
дина Анкудиновича Костомаровъ нашелъ—
что бы вы думали?—романтизмъ!!... На 200
странице сочинитель по-ученому классифи
цируешь русскую удаль... Изъ потопа словъ,
разлитаго на 214 страницахъ, сочинитель
силится доказать только три тезиса:
I. Народная поэз1я особенно важна для
историка, потому что въ ней виденъ взглядъ
народа на с в о ю жизнь. (Какая новость!)
II. Жизнь народа, разематриваемаго въ
его произведеншхъ, можетъ быть разделена
на духовную, историческую и общественную
(sic!..).
IH. Народъ руссгай разделяется на две
коренныя отрасли: южноруссовъ, или мало-
руссовъ, и с'Ьверноруссовъ, или великорус-