Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  615 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 615 / 734 Next Page
Page Background

455

СОЧИНЕНШ В. Г. БЫИНСКЛГО.

456

стами проглядываетъ чувство, иногда даже

бдеснетъ мысль (как ь отголосокъ чужой

мысли),— словомъ, заметно что-то въ роде

таланта. Стихи его печатаются въ журна-

лахъ, многш ихъ хвалятъ; а если онъ явит­

ся съ ними въ переходную эпоху литературы,

онъ можетъ прюбрЬсти даже значительную

известность. Но переходныя

эпохи ли­

тературы особенно гибельны для такихъ

поэтовъ: ихъ известность, прюбретенная

въ короткое время чемъ-то, и въ корот­

к о е же время исчезаетъ просто отъ ничего;

сперва ихъ стихи перестаютъ хвалить, по-

томъ читать, а, наконепъ, и печатать. Но

молодому Адуеву не удалось насладиться

хотя на мгновеете даже ложной известно­

стью: его не допустили до этого и время,

въ которое онъ вышелъ со своими стихами,

•и умный откровенный дядя. Его несчаспе

состояло не въ томъ, что онъ былъ без-

даренъ, а въ томъ, что у него вместо та­

ланта былъ полуталантъ, который въ ноэзш

хуже бездарности, потому что увлекаетъ

человека ложными надеждами. Вы помните,

чего ему стоило разочароваете въ своемъ

поэтическомъ призваши...

Дружба также дорого обходится ронан-

тикамъ. Всякое чувство, чтобъ быть истин­

ными, должно быть прежде всего есте­

ственно и просто. Дружба иногда завязы­

вается отъ сходства, а иногда отъ проти­

воположности натуръ; но во всякомъ слу­

чае оно чувство невольное, именно потому,

что свободное; имъ управляетъ

сердце,

а не умъ и воля. Друга нельзя искать, какъ

подрядчика на работу, друга нельзя выбрать;

друзьями делаются случайно и незаметно;

привычка и обстоятельства жизни скре-

пляютъ дружбу. Истинные друзья не даютъ

имени соединяющей ихъ симпатш, не бол-

таютъ о ней безпрестанно, ничего не тре-

буютъ одинъ отъ другого во имя дружбы,

но делаюгъ другъ для друга, что могутъ.

Бывали примеры, что другъ не выносилъ

смерти своего друга и умиралъ вскоре после

него; другой отъ потери своего друга изъ

веселаго человека делается на всю жпзнь

меланхоликомъ; а третай поскорбитъ, поту-

житъ, да и утешится, но если онъ навсегда

сохранить воспоминаете, и оно будетъ для

него вместе и грустно, и отрадно, — онъ

былъ иетиннымъ другомъ умершаго, хотя

не только не умеръ самъ отъ его потери,

не сошелъ съ ума, не сделался меланхоли­

комъ, но еще нашелъ силу быть довольно

счастливыми въ жизни и безъ друга. Сте­

пень и характеръ дружбы зависятъ отъ лич­

ности друзей; тутъ главное, чтобъ не было

въ отношеншхъ ничего натянутаго, на-

пряженнаго, восторженнаго, ничего похо-

жаго на додгъ и обязанность, а то иной

готовь и Богъ знаетъ на к а тя самопо-

жертвованш для своего друга, чтобы ска­

зать самому себе, а иногда и другими:

«вотъ каковъ я въ дружбе!» или: «вотъ

къ какой дружбе я <пособенъ!». Этотъ-то

родъ дружбы обожаюгъ романтики. Они

дружатся по

программе, заранее соста­

вленной, где съ точностью определены сущ­

ность, права и обязанности дружбы; они

только не заключаютъ контрактовъ со сво­

ими друзьями. Имъ дружба нужна, чтобъ

удивить мфъ и показать ему, какъ велишя

натуры въ дружбе отличаются отъ обык-

новенныхъ людей, отъ толпы. Ихъ тянетъ

нъ дружбе не столько потребность симпа­

тш, столь сильной въ молодыя лета, сколь­

ко потребность иметь при себе человека,

которому бы они безпрестанно могли гово­

рить о драгоценной своей особе. Выра­

жаясь ихъ высокими слогомъ, для нихъ

другъ есть драгоценный сосудъ для излш-

вш самыхъ святыхъ и заветяыхъ чувствъ,

мыслей, надеждъ, мечтаний и т. д.; тогда

какъ въ самомъ-то деле въ ихъ глазахъ

другъ есть лохань, куда они выливаютъ

помои своего самолюбш. Зато они и не

знаютъ дружбы, потому что друзья ихъ скоро'

оказываются неблагодарными, вероломными,

извергами, и они еще сильнее злобствуютъ

на людей, которые не умели и не хотели,

понять и оценить ихъ...

Любовь обходится имъ еще дороже, по­

тому что это чувство само по себе живее

и сильнее другихъ. Обыкновенно любовь

разделяютъ на мнопе роды и виды; все

эти разделеетя большей частью нелепы, по­

тому что наделаны людьми, которые спо­

собнее мечтать и разсуждать о любви, не­

жели любить. Прежде всего разделяютъ

любовь на материальную или чувственную

и платоническую или идеальную, прези-

раютъ

первую и

восторгаются

второй.

Действительно, есть люди столь грубые,

что

могутъ предаваться только

живот-

нымъ наслажденшмъ любви, не хлопоча

даже о красоте и молодости; но даже и эта

любовь, какъ ни груба она, все же лучше

платонической,

потому что

естественнее

ея: последняя хороша только для храните­

лей восточныхъ гаремовъ... Чедовекъ не

зверь и не ангелъ; онъ долженъ любить

не животно и не платонически, а челове­

чески. Какъ бы ни идеализировали любовь,

но какъ же не видеть, что природа одари­

ла людей этимъ прекраснымъ чувствомъ

сколько для ихъ счастья, столько и для

размножеетя и поддержаетя рода челове-

ческаго. Родовъ любви такъ же много,

какъ много на земле людей, потому что

каждый любить сообразно съ своимъ тем-

пераментомъ,

характеромъ,

понатшми и