Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  621 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 621 / 734 Next Page
Page Background

467

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БМИНСКАГО.

468

ствчтелыгости, нежели павоса. Вообще въ

этихъ опытаХъ Тургенева былъ зам'Ьтенъ

талантъ, но какой-то нерешительный и

неопределенный, Онъ пробовалъ себя и въ

повести; написалъ «Андрея Колосова», въ

которомъ много прекрасныхъ очерковъ ха-

рактеровъ и русской жизни, но, какъ по­

весть, въ целомъ это произведете до того

странно, не досказано, неуклюже, что очень

немнопе заметили, что въ ней было хоро-

шаго. Заметно было, что Тургеневъ искадъ

своей дороги и все еще не находилъ ея:

потому что это не всегда и не всемъ легко

и скоро удается. Наконецъ, Тургеневъ на­

писалъ стихотворный разсказъ — «Поме-

щикъ», не поэму, а физтлогичесшй очеркъ

помещичъяго быта, шутку, если хотите,

но эта шутка какъ-то вышла далеко лучше

всехъ поэмъ автора. Войшй эпиграммати­

чески стихъ, веселая ирош'я, верность

картинъ, вместе съ этимъ выдержанность

целаго произведена, отъ начала до кон­

ца, — все показывало, что Тургеневъ на-

палъ на истинный родъ своего таланта,

взялся за свое, и что ветъ никакихъ при-

чпнъ оставлять ему вовсе стихи. Въ то же

время былъ напечатанъ его разсказъ въ

прозе — «Три Портрета», изъ котораго

видно было, что Тургеневъ и въ прозе на-

шелъ свою настоящую дорогу. Наконецъ,

въ первой книжке

«Современника» за

прошлый годъ былъ напечатанъ его раз­

сказъ «Хорь и Калинычъ». Успехъ въ

публике этого небольшого разсказа, поме-

щеннаго въ Смеси, былъ неожиданъ для

автора и заставилъ его продолжать «Паз-

сказы Охотника», Здесь талантъ его обо­

значился вполне. Очевидно, что у него

нетъ таланта чистаго творчества, что онъ

не можетъ создавать характеровъ, ставить

ихъ въ такш отношенш между собой, изъ

какпхъ образуются сами собой романы или

повести. Онъ можетъ изображать действи­

тельность виденную и изученную имъ, если

угодно— творить, но изъ готоваго, даннаго

действительностью матершла. Это не про­

стое списываше съ действительности, она

не даетъ

автору

идей,

но

наводитъ,

наталкиваетъ, такъ

сказать,

на

нихъ.

Онъ перерабатываетъ

взятое

имъ

го­

товое содержант по своему идеалу, и

отъ этого у него выходитъ картина бо­

лее живая, говорящая и полная мысли,

нежели действительный случай, подавший

ему поводъ написать эту картину; и для

этого необходимъ въ извёсткой мере поэ-

тичесшй таланты Прайда, иногда все уме-

ше его заключается въ томъ, чтобы толь­

ко верно передать знакомое ему лицо или

собьте, котораго онъ былъ свидетелемъ

потому что въ действительности бываютъ

иногда явленш, которыя стоить только-

верно переложить на бумагу, чтобы они

имели все признаки художественнаго вы­

мысла. Но и для этого необходимъ талантъ,

и таланты такого рода имеютъ свои сте­

пени. В ъ обоихъ этихъ случаяхъ Турге­

невъ обладаетъ

весьма

замечательнымъ

талантомъ. Главная характеристическая чер­

та его таланта заключается въ томъ, что-

ему едва ли бы удалось создать верно та­

кой характеръ, подобнаго которому онъ не

встречалъ въ действительности. Онъ все­

гда додженъ держаться почвы действитель­

ности. Для такого рода искусства ему даны

отъ природы богатыя средства: даръ на­

блюдательности, способность верно и бы­

стро понять и оценить всякое явлеше, ин-

стинктомъ разгадать его причины и след-

ств1я, и такимъ образомъ догадкой и со-

ображешемъ дополнить необходимый ему

запасъ сведешй, когда разспросы мало объ­

я с н я ю т

Не удивительно, что маленькая пьеска— -

«Хорь и Калинычъ», имела такой успехъ

въ ней авторъ зашелъ къ народу съ такой

стороны, съ какой до него къ нему никто

еще не зэходилъ. Хорь съ его практиче-

скимъ смысломъ и практической натурой,

съ его грубымъ, но крепкимъ и яснымъ

умомъ, съ его глубокимъ презрешемъ къ

«бабамъ» и сильной нелюбовью къ чистоте

и опрятности — типъ русскаго мужика,

умевшаго создать себе значащее положе­

н а при обстоятельствахъ весьма неблаго-

прштныхъ. Но Калинычъ— еще более све-

ипй и полный типъ русскаго мужика: это

поэтическая натура въ простомъ народе.

Съ какимъ участшмъ и добродуппемъ ав­

торъ описываетъ намъ своихъ героевъ,

какъ умеетъ онъ заставить читателей по­

любить ихъ отъ всей души! Всехъ «Раз-

сказовъ Охотника» было напечатано прош­

лаго

года

въ

«Современнике»

семь.

В ъ нихъ авторъ знакомитъ своихъ чита­

телей съ разными сторонами провинщаль-

наго быта, съ людьми разныхъ состояшй и

звашй. Не все его разсказы одинаковая

достоинства: одни лучше, друие слабее, но

между ними нетъ ни одного, который бы

чемъ-нибудь не былъ интересенъ, занима-

теленъ и поучителенъ. «Хорь и Калинычъ»

до сихъ норъ остается дучшимъ изъ всехъ

разсказовъ охотника; за нимъ— «Бурмиетръ»,.

а после него «Однодворецъ Овсянниковъ»

и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы

Тургеневъ написалъ еще хоть целые томы

такихъ разсказовъ.

Хотя разсказъ Тургенева — «Нетръ Пе-

тровичъ

Каратаевъ»,

напечатанный

во

второй книжке «Современника» за прошлый

годъ, и не принадлежит къ ряду «Разска-