Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  618 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 618 / 734 Next Page
Page Background

461

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

462

вовсе не герой, а самый обыкновенный че­

ловеки, хуже т4хъ, кого презирали, что

онъ самолюбивъ безъ достоинствъ, требо-

вателенъ безъ правъ, заносчивъ безъ

силы, гордъ и надутъ собой безъ заслуги,

неблагодаренъ,

эгоистъ.

Это

открытие

словно громомъ пришибло его, но не заста­

вило его искать примиренш съ жизнью,

пойти настоящими путемъ. Онъ впалъ въ

мертвую апатда и решился отомстить за

свое ничтожество природе и человечеству,,

связавшись съ животными Костиковыми

и предавшись пустыми удовольствшмъ,

безъ всякой охоты къ ними. Последняя

его любовная исторш гадка. Онъ хотели

погубить бедную страстную девушку, таки,

отъ скуки, и не моги бы въ этомъ поку-

шенш оправдаться даже бешенствомъ чув-

ственныхъ желашй, хотя и это плохое

оправдаше, особенно, когда есть для этого

путь более прямой и честный. Отецъ де­

вушки дали ему уроки, страшный для его

самолюбш: онъ обещалъ поколотить его;

герой наши хотели съ отчаянш броситься

въ Неву, но струсили. Концертъ, на ко­

торый затащила его тетка, расшевелили

въ немъ ирежнш мечтанш и вызвали его

на откровенное объяснеше съ теткой и

дядей. Здесь онъ обвиняли дядю во всехъ

своихъ несчастшхъ. Дядя по-своему действи­

тельно кое въ чемъ сильно ошибался, но

онъ были тутъ самими собою, не лгали,

не притворялся, говорили по убежденно,

чтб думали и чувствовали; если слова его

подействовали на племянника более вредно,

нежели полезно, въ этомъ виновата огра­

ниченная, болезненная и поврежденная на­

тура нашего героя. Это одинъ изъ техъ

людей, которые иногда и видятъ истину,

но, рванувшись къ ней, или не допрыгива-

ютъ до нея, иди перепрыгиваютъ черезъ

нее, такъ что бываютъ только около нея,

но никогда въ ней. Выезжая изъ Петер­

бурга въ деревню, онъ расквитался съ

ними фразами и стихами и прочелъ стихо-

творенш Пушкина: «Художники-варваръ

кистью сонной»... Эти господа ни на часъ

безъ монодоговъ и стиховъ —- тате бол­

туны!

Онъ прНхалъ въ деревню живыми тру-

помъ; нравственная жизнь была въ немъ

совершенно парализована; самая наруж­

ность его сильно изменилась, мать едва

узнала его. Съ нею онъ обошелся почти­

тельно, но холодно, ничего ей не открылъ,

не объяснили. Онъ, наконецъ, понядъ, что

между ними и ею нетъ ничего общаго,

что если бъ онъ стали ей объяснять, куда

девались его волоски, она поняла бы это

такъ же, какъ Евсей и Аграфена. Ласки и

угождеше матери скоро стали ему въ

тягость. Места — свидетели его детства—

расшевелили въ немъ прежнш мечты, и

онъ начали хныкать о ихъ невозвратной

потере, говоря, что счастье въ обманахъ и

призракахъ. Это общее убежденш всехъ

дряблыхъ, безсильныхъ, недоконченныхъ

натуръ. Ведь, кажется, опытъ достаточно

показалъ ему, что все его несчастш про­

изошли именно оттого, что онъ предавался

обманами и мечтами: воображалъ, что у

него огромный поэтичестй талантъ, тогда

какъ у него не было никакого, что онъ

созданъ для какой-то героической и само­

отверженной дружбы и колоссальной любви,

тогда какъ въ немъ ничего не было геро-

ическаго,

еамоотверженнаго. Это были

человеки обыкновенный, но вовсе не пош­

лый. Онъ были добръ, любящи и не

глупи, не лишенъ образован^; все несча­

стш его произошли оттого, что, будучи обык-

новеннымъ человекомъ, онъ хотели разы­

грать роль необыкновеннаго. Кто въ моло­

дости не мечтали, не предавался обманами,

не гонялся за призраками, и кто не раз­

очаровывался въ нихъ, и кому эти разочаро-

вашя не стоили сердечныхъ судороги, тоски,

апатш, и кто потомъ не смеялся надъ ними

отъ всей души? Но здоровымъ натурамъ

нодезна эта практическая логика жизни и

опыта: они отъ нея развиваются и мужа-

ютъ нравственно; романтики гибнуть отъ

нея...

Когда мы въ первый рази читали письмо

нашего героя къ тетке и дяде, писан­

ное после смерти его матери и исполнен­

ное душевнаго спокойствш и здраваго

смысла, — это письмо подействовало на

насъ какъ-то странно; но мы объяснили

его себе такъ, что авторъ хочетъ послать

своего героя снова въ Петербургъ затемъ,

чтобы тотъ новыми глупостями достойно

заключили свое донкихотское поприще.

Письмомъ этими заключается вторая часть

романа; эпилоги начинается черезъ четыре

года после вторичнаго прйзда нашего

героя въ Петерйургъ. На сцене Петръ

Иванычъ. Это лицо введено въ романъ

не само для себя, а для того, чтобы сво­

ей противоположностью съ героемъ романа

лучше оттенить его. Это набросило на

весь романъ несколько дидактичесшй от>

тенокъ, въ чемъ мнопе не безъ основанш

упрекали автора. Но авторъ умелъ и тутъ

показать себя человекомъ съ необыкно­

венными талантомъ. Петръ Иванычъ—

не абстрактная идея, живое лицо, фигура,

нарисованная во весь ростъ кистью сме­

лой, широкой и верной. О немъ, какъ о

человеке, судятъ или сдишкомъ хорошо,

или слишкомъ дурно, и въ обоихъ случа-

яхъ ошибочно. Одни хотятъ видеть въ немъ