Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  617 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 617 / 734 Next Page
Page Background

459

СОЧИНЕНШ В. Г. ВЪЛИПСКАГО.

460

между тЬмъ тутъ выразилось только самое

необузданное самолюбш и самый отврати­

тельный эгоизмъ. Ему нужно не любовницу,

а рабу, которую онъ могъ бы безнаказанно

мучить капризами своего эгоизма и само­

любш. Прежде,

тЬмъ требовать такой

любви отъ женщины, ему следовало бы

спросить себя, способенъ ли самъ запла­

тить такой же любовью; чувство уверяло

его, что способенъ, тогда какъ въ этомъ

случай нельзя верить ни чувству, ни уму,

а только опыту; но для романтиковъ чув­

ство есть единственный непогрйшительный

авторитетъ въ рйшенш всЪхъ вопросовъ

жизни. Но если бы онъ и былъ способенъ

къ такой любви, это бы должно было быть

для него причиной бояться любви и бежать

отъ нея, потому что это любовь не челове­

ческая, а звериная, взаимное тсрзате другъ

друга. Любовь требуетъ свободы; отдаваясь

другъ другу по временамъ, любяпцеся по

временамъ хотятъ принадлежать и самимъ

себе. Адуевъ требуетъ любви вечной, не

понимая того, что чймъ любовь живее,

страстнее, чймъ ближе подходить подъ

любимый идеалъ поэтовъ, тймъ она кратко-

временнее, темъ скорее охлаждается и пе-

реходитъ въ равнодуппе, а иногда и въ от-

вращеше. И наоборотъ, чемъ любовь спо­

койнее и тише, т. е. чемъ прозаичнее, темъ

продолжительнее: привычка скрепляетъ ее

на всю жизнь. Поэтическая, страстная лю­

бовь— это цветъ нашей жизни, нашей мо­

лодости; ее испытываютъ редше, и только

одинъ разъ въ жизни, хотя после иные

любятъ и еще несколько разъ, да уже не

такъ, потому что, какъ сказалъ нёмецшй

поэтъ, май жизни цвететъ только разъ.

Шекспиръ не даромъ заставили умереть

Ромео и Юлго въ конце своей трагедш:

черезъ это они остаются въ памяти чита­

теля героями любви, ея апоееозой; оставь

же онъ ихъ въ живыхъ, они представлялись

бы намъ счастливыми супругами, которые,

сидя вместе, зеваютъ, а иногда и ссорятся,

въ чемъ вовсе нетъ поэзш.

Но вотъ судьба послала нашему герою

именно такую женщину, т. е. такую же,

какъ онъ, испорченную, съ вывороченными

наизнанку сердцемъ и мозгомъ. Сначала

онъ утопали въ блаженстве, все забыли,

все бросидъ, съ утра до поздней ночи про­

сиживали у ней каждый день. Въ чемъ

же заключалось его блаженство? — Въ раз-

говорахъ о своей любви. И этотъ страст­

ный молодой человеки, сидя наедине съ

прекрасной молодой женщиной, которая его

дюбитъ и которую онъ любить, не крас­

нели, не бледнели, не замирали отъ томи-

тельныхъ желанШ; ему довольно было раз-

говоровъ о взаимной ихъ любви!.. Это,

впрочемъ, понятно: сильная наклонность

къ идеализму и романтизму почти всегда

свидетельствуетъ объ отсутствш темпера­

мента; это люди безполые,—то же, что въ

царстве растешй тайнобрачные, грибы,

напримеръ. Мы понимаемъ эго трепетное,

робкое обожание женщины, въ которое не

входить ни одно дерзкое желаше, но это

не платонизмъ: это первый моментъ первой

свежей, девственной любви; это не отсут­

ствш страсти, а страсть, которая еще бо­

ится сказаться самой себе. Съ этого на­

чинается первая любовь, но остановиться

на этомъ такъ же смешно и глупо, какъ

захотеть остаться на всю жизнь ребенкомъ

и ездить верхомъ на палочке. Любовь

имеетъ свои законы развитая, свои воз­

расты, какъ цветы, какъ жизнь челове­

ческая.

У

ней есть своя роскошная весна,

свое жаркое лето, наконецъ, осень, кото­

рая для однихъ бываетъ теплой, светлой

и плодородной, для другихъ—холодной, гни­

дой и безплодной. Но нашъ герой не хотелъ

знать законовъ сердца, природы, действи­

тельности, онъ сочинили для нихъ свои

собственные, онъ гордо признавали суще­

ствующей мщъ призракомъ, а созданный

его фантазшй призраки — действительно

существующими мфомъ. На зло возмож­

ности, онъ упорно хотели оставаться въ

первомъ моменте любви на всю жизнь свою.

Однако жъ сердечный излшшя съ Тафаевой

скоро начали утомлять его; онъ думали

поправить дело предложешемъ жениться.

Коли такъ, то надо бы было поторопиться*,

но онъ только думали, что решился, а въ

самомъ-то деле ему только былъ нуженъ

предметъ для новыхъ мечташй. Между

тймъ Тафаева начала смертельно надое­

дать ему своей привязчивой любовью; онъ

начали тиранить ее самыми грубыми и

отвратительными образомъ за то, что уже

не любилъ ея. Еще прежде этого онъ ужи

начинали понимать, что свобода въ любви—

вещь недурная, что прштно бывать у лю­

бимой женщины, но также прштно быть

въ праве пройтись по Невскому, когда хо­

чется, •отобедать съ знакомыми и друзьями,

провести съ ними вечери,—что, наконецъ,

при любви можно не бросать и службы.

Измучивши бедную женщину самыми вар­

варскими образомъ, взваливши на нее всю

вину въ несчастаи, въ которомъ онъ былъ

виноватъ гораздо больше ея, — онъ ре­

шился, наконецъ, сказать себе, что онъ ея

не любитъ, и что ему пора покончить съ

ней. Такими образомъ его глупый идеалъ

любви былъ въ дребезги разбитъ опытомъ.

Онъ самъ увидели свою несостоятельность

передъ любовью, о которой мечтали всю

жизнь свою. Онъ увидели ясно, что онъ