323
С0ЧПНЕН1Я В. Г. БТ.Л ИТТСКАГО.
824
только, что есть противъ меня всеобщее неудо-
вольствш, сталь торопиться вторым* томомъ,
такъ же глупо, какъ и то, что я поторопился
первым*? Да разв* ужъ я совсЬмъ выжилъ
изъ ума? Неудовольствш это мн* нужно; въ
неудовольствш челов*къ хоть что-нибудь мн*
выскажетъ. И откуда вывелъ ты заключена,
что второй томъ именно теперь нуженъ? За-
л’Ьзъ ты разв* въ мою голову? Почувствовалъ
существо второго тома? По-твоему онъ нуженъ
теперь, а по-моему не раньше, какъ через*
два-три года, да и то еще, принимая въ со-
ображеше попутный ходъ обстоятельствъ и
времени. Кто жъ изъ насъ правъ? Тотъ ли,
у кого .второй томъ уже сидитъ въ голов*,
или тотъ, кто даже и не знаетъ, изъ чего со
стоите второй томъ? Какая странная мода те
перь завелась на Руси! Самъ челов’Ькъ лежите
на боку, къ д*лу пастоящему л*нивъ, а дру
гого торопить, точно, какъ будто непременно
другой долженъ изо вс*хъ силъ тянуть отъ
радости, что его пргятель лежитъ на боку.
Чуть заметать, что хотя одинъ челов’Ькъ за
нялся серьезно какимъ-нибудь д*ломъ, ужъ
его торопятъ со вс*хъ сторонъ, и потомъ его
же выбранятъ, если сделаете глупо, скажутъ:
зачемъ поторопился? Но -оканчиваю тебе по-
учеше. На твой умный водросъ я отвечалъ,
и даже сказал* тебе то, чего доселе не го
ворить еще никому. Не думай однако же после
этой исповеди, чтобы я самъ былъ такой лее
уродъ, каковы мои герои. Нетъ, я не нохожъ
на нихъ. Я люблю добро, я ищу его и сгораю
имъ; но я не люблю моихъ мерзостей и не
держу ихъ руку, какъ мои герои; я не люблю
техъ низостей моихъ, которыя отдаляютъ меня
отъ добра. Я воюю съ ними, и буду воевать,
и изгоню ихъ, и мне въ этомъ поможете Богъ,
и это вздоръ, что выпустили глупые св*тсюе
умники, будто человеку только и возможно
воспитать себя, покуда онъ въ школе, а после
ужъ и черты нельзя изменить въ себе; только
въ
глупой свптскои баитъ
могла образоваться
такая глупая мысль. Я уже отъ многихъ сво-
ихъ гадостей избавился темъ, что передалъ
ихъ своимъ героямъ, ихъ осмеялъ въ нихъ и
заставилъ другихъ также надъ ними по
смеяться. Я оторвался уже отъ многаго темъ,
что, лишивши картиннаго вида и рыцарской
маски, подъ которой выезжаете козыремъ
всякая мерзость наша, поставилъ ее рядомъ
съ той гадостью, которая всемъ видна. И
когда поверяю себя на исповеди передъ Темъ,
Кто повелелъ мне быть въ Mipe и освобо
ждаться отъ моихъ недостатковъ, вижу много
въ себе пороковъ; но они уже не те, которые
были въ прошлом* году. Святая сила помогла
мне отъ техъ оторваться. А тебе советую не
пропустить мимо ушей этихъ словъ, но, по
ПрочтенЗи моего письма, остаться одному на
несколько минуть и, отъ всего отделясь, взгля
нуть хорошенько на самого себя, перебравши
передъ собою всю свою жизнь, чтобы прове
рить на деле истину словъ моихъ. Въ этомъ
же моемъ ответе найдешь ответь
ц
на друг; с
вапросы, если попристальнее вглядишься. Тебе
объяснится также и то, почему не выставлялъ
я до енхъ пор* читателю явлешй угЬшитель-
ныхъ и не избралъ въ мои герои доброд*толь-
ныхъ людей. Ихъ въ голове не выдумаешь.
Пока не станешь самъ, хотя сколько-нибудь,
на нихъ походить, пока не добудешь постоян-
ствомъ и не завоюешь силой въ душу
не
сколько добрыхъ качеств*, мертвечина будете
все, чтб ни напишете перо твое, и какъ земля
отъ неба будете далеко отъ правды. Выдумк-
вать кошемаровъ •— я также не выдумывалъ;
кошемары эти давили мою собственную душу;
что было въ душе, то изъ нея и вышло.“
Но истинный перлъ по сов'Ьтодательной
части составляют* три письма автора.
Въ
одном* онъ учит* мужа и жену жить по-
супружески. ЖалЬемъ, что длиннота этого
письма лишает* насъ возможности пере
сказать его содержанки это чудо, прелесть,
еще ничего не являлось подобнаго на рус
ском* языкЬ, и передъ этим* даже путе-
выя записки за границей Погодина— проста
пасъ!.. Въ другихъ двухъ письмах* содер
жатся преудивительные совЬты помещику,
какъ управлять своими крестьянами.
Въ
одном* изъ нихъ замечательнее всего со
веть касательно сельскаго суда и распраг
вы. Такъ какъ, по мя'Ьнда автора, въ спо
рах*, жалобах*, неудовольствшхъ и тяж
бах* всегда бывают* неправы обе стороны,
то онъ и решает*, что дело судьи — нака
зать обе...
„Эта мысль (говорите онъ), какъ непрелож
ное в’Ьропаше, разнеслась повсюду въ нашемъ
народ*. Вооруженный ею, даже простой и не
умный челов*къ получаетъ въ народ* власть
и прекращаете ссоры.
Мы
только,
люди высшге,
не слышимъ ея, потому что набрались пу»
стыхъ рыцарски-евролейскихъ поняпй о правд*.
Мы только споримъ изъ-за того, кто правъ,
кто виноват*; а если разобрать каждое изъ
д*лъ нашихъ, придешь къ тому же знаме-
телю, т. е. оба виноваты. И видишь, что
весьма
здраво
поступила комендантша въ пов*сти
Пушкина
Еапитанская Дочка,
которая, по
славши поручика разеудить городского солдата
съ бабою, подравшихся въ бан* за деревян
ную шайку, снабдила его такой инструкцией:
„Разбери, кто правъ, кто виноватъ, да обоихъ
и накажи“.
В ъ другом* письме автор* советует*
помещику прежде всего, не шутя, искренно
показать своимъ крестьянам*, что ему, по
мещику, деньги— нуль.
„Негодяям* же и пьяницам* повели, чтобы
они оказывали добрым* мужикам* такое же
уваженЗе, какъ бы старост*, прикавчику, попу
или даже самому теб*. Чтобы, когда еще они
завидят* издали прим*рнаго мужика и хо
зяина,
лепшъли бы шапки съ головы у еекзх
мужикоеъ,
и все бы давало дорогу, а который
посм*лъ бы оказать ему какое-нибудь неува-
женЗе или не послушается умных* словъ его,
того распеки тутъ же при вс*хъ; скажи ему?
„Ахъ, ты,
невымытое рыло!
Самъ весь зажилъ
въ саж*, такъ, что и глазъ не видать, да еще
ве хочешь оказать и чести честному!
Покло
нись же ему въ ноги
к полроеи, чтоб* навелъ
тебя на разум*; не наведете на разумъ— соба
кой пропадешь.“
Хорош* а этот* сов&тъ: «Мужика ие
бей: с ъ е з д и т ь е г о в * р о ж у еще не
большое искусство: это сумеет* сд'Ьлатъ
и становой, и заседатель, и даже староста;
мужик* къ этому уже привыкъ, и только
что почешет* слегка у себя въ затылкХ»