Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  549 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 549 / 734 Next Page
Page Background

323

С0ЧПНЕН1Я В. Г. БТ.Л ИТТСКАГО.

824

только, что есть противъ меня всеобщее неудо-

вольствш, сталь торопиться вторым* томомъ,

такъ же глупо, какъ и то, что я поторопился

первым*? Да разв* ужъ я совсЬмъ выжилъ

изъ ума? Неудовольствш это мн* нужно; въ

неудовольствш челов*къ хоть что-нибудь мн*

выскажетъ. И откуда вывелъ ты заключена,

что второй томъ именно теперь нуженъ? За-

л’Ьзъ ты разв* въ мою голову? Почувствовалъ

существо второго тома? По-твоему онъ нуженъ

теперь, а по-моему не раньше, какъ через*

два-три года, да и то еще, принимая въ со-

ображеше попутный ходъ обстоятельствъ и

времени. Кто жъ изъ насъ правъ? Тотъ ли,

у кого .второй томъ уже сидитъ въ голов*,

или тотъ, кто даже и не знаетъ, изъ чего со­

стоите второй томъ? Какая странная мода те­

перь завелась на Руси! Самъ челов’Ькъ лежите

на боку, къ д*лу пастоящему л*нивъ, а дру­

гого торопить, точно, какъ будто непременно

другой долженъ изо вс*хъ силъ тянуть отъ

радости, что его пргятель лежитъ на боку.

Чуть заметать, что хотя одинъ челов’Ькъ за­

нялся серьезно какимъ-нибудь д*ломъ, ужъ

его торопятъ со вс*хъ сторонъ, и потомъ его

же выбранятъ, если сделаете глупо, скажутъ:

зачемъ поторопился? Но -оканчиваю тебе по-

учеше. На твой умный водросъ я отвечалъ,

и даже сказал* тебе то, чего доселе не го­

ворить еще никому. Не думай однако же после

этой исповеди, чтобы я самъ былъ такой лее

уродъ, каковы мои герои. Нетъ, я не нохожъ

на нихъ. Я люблю добро, я ищу его и сгораю

имъ; но я не люблю моихъ мерзостей и не

держу ихъ руку, какъ мои герои; я не люблю

техъ низостей моихъ, которыя отдаляютъ меня

отъ добра. Я воюю съ ними, и буду воевать,

и изгоню ихъ, и мне въ этомъ поможете Богъ,

и это вздоръ, что выпустили глупые св*тсюе

умники, будто человеку только и возможно

воспитать себя, покуда онъ въ школе, а после

ужъ и черты нельзя изменить въ себе; только

въ

глупой свптскои баитъ

могла образоваться

такая глупая мысль. Я уже отъ многихъ сво-

ихъ гадостей избавился темъ, что передалъ

ихъ своимъ героямъ, ихъ осмеялъ въ нихъ и

заставилъ другихъ также надъ ними по­

смеяться. Я оторвался уже отъ многаго темъ,

что, лишивши картиннаго вида и рыцарской

маски, подъ которой выезжаете козыремъ

всякая мерзость наша, поставилъ ее рядомъ

съ той гадостью, которая всемъ видна. И

когда поверяю себя на исповеди передъ Темъ,

Кто повелелъ мне быть въ Mipe и освобо­

ждаться отъ моихъ недостатковъ, вижу много

въ себе пороковъ; но они уже не те, которые

были въ прошлом* году. Святая сила помогла

мне отъ техъ оторваться. А тебе советую не

пропустить мимо ушей этихъ словъ, но, по

ПрочтенЗи моего письма, остаться одному на

несколько минуть и, отъ всего отделясь, взгля­

нуть хорошенько на самого себя, перебравши

передъ собою всю свою жизнь, чтобы прове­

рить на деле истину словъ моихъ. Въ этомъ

же моемъ ответе найдешь ответь

ц

на друг; с

вапросы, если попристальнее вглядишься. Тебе

объяснится также и то, почему не выставлялъ

я до енхъ пор* читателю явлешй угЬшитель-

ныхъ и не избралъ въ мои герои доброд*толь-

ныхъ людей. Ихъ въ голове не выдумаешь.

Пока не станешь самъ, хотя сколько-нибудь,

на нихъ походить, пока не добудешь постоян-

ствомъ и не завоюешь силой въ душу

не­

сколько добрыхъ качеств*, мертвечина будете

все, чтб ни напишете перо твое, и какъ земля

отъ неба будете далеко отъ правды. Выдумк-

вать кошемаровъ •— я также не выдумывалъ;

кошемары эти давили мою собственную душу;

что было въ душе, то изъ нея и вышло.“

Но истинный перлъ по сов'Ьтодательной

части составляют* три письма автора.

Въ

одном* онъ учит* мужа и жену жить по-

супружески. ЖалЬемъ, что длиннота этого

письма лишает* насъ возможности пере­

сказать его содержанки это чудо, прелесть,

еще ничего не являлось подобнаго на рус­

ском* языкЬ, и передъ этим* даже путе-

выя записки за границей Погодина— проста

пасъ!.. Въ другихъ двухъ письмах* содер­

жатся преудивительные совЬты помещику,

какъ управлять своими крестьянами.

Въ

одном* изъ нихъ замечательнее всего со­

веть касательно сельскаго суда и распраг

вы. Такъ какъ, по мя'Ьнда автора, въ спо­

рах*, жалобах*, неудовольствшхъ и тяж­

бах* всегда бывают* неправы обе стороны,

то онъ и решает*, что дело судьи — нака­

зать обе...

„Эта мысль (говорите онъ), какъ непрелож­

ное в’Ьропаше, разнеслась повсюду въ нашемъ

народ*. Вооруженный ею, даже простой и не

умный челов*къ получаетъ въ народ* власть

и прекращаете ссоры.

Мы

только,

люди высшге,

не слышимъ ея, потому что набрались пу»

стыхъ рыцарски-евролейскихъ поняпй о правд*.

Мы только споримъ изъ-за того, кто правъ,

кто виноват*; а если разобрать каждое изъ

д*лъ нашихъ, придешь къ тому же знаме-

телю, т. е. оба виноваты. И видишь, что

весьма

здраво

поступила комендантша въ пов*сти

Пушкина

Еапитанская Дочка,

которая, по­

славши поручика разеудить городского солдата

съ бабою, подравшихся въ бан* за деревян­

ную шайку, снабдила его такой инструкцией:

„Разбери, кто правъ, кто виноватъ, да обоихъ

и накажи“.

В ъ другом* письме автор* советует*

помещику прежде всего, не шутя, искренно

показать своимъ крестьянам*, что ему, по­

мещику, деньги— нуль.

„Негодяям* же и пьяницам* повели, чтобы

они оказывали добрым* мужикам* такое же

уваженЗе, какъ бы старост*, прикавчику, попу

или даже самому теб*. Чтобы, когда еще они

завидят* издали прим*рнаго мужика и хо­

зяина,

лепшъли бы шапки съ головы у еекзх

мужикоеъ,

и все бы давало дорогу, а который

посм*лъ бы оказать ему какое-нибудь неува-

женЗе или не послушается умных* словъ его,

того распеки тутъ же при вс*хъ; скажи ему?

„Ахъ, ты,

невымытое рыло!

Самъ весь зажилъ

въ саж*, такъ, что и глазъ не видать, да еще

ве хочешь оказать и чести честному!

Покло­

нись же ему въ ноги

к полроеи, чтоб* навелъ

тебя на разум*; не наведете на разумъ— соба­

кой пропадешь.“

Хорош* а этот* сов&тъ: «Мужика ие

бей: с ъ е з д и т ь е г о в * р о ж у еще не

большое искусство: это сумеет* сд'Ьлатъ

и становой, и заседатель, и даже староста;

мужик* къ этому уже привыкъ, и только

что почешет* слегка у себя въ затылкХ»