321
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
822
Но вотъ черта еще лучите: «Какъ г л у п ы
н^мецие умники, выдумавппе, будто Го-
меръ миоъ, а вой творенш его — народный
пЪсни и рапсодш.» Сколько мы помнимъ,
главнымъ поборникомъ этого мпйшя быль
профессоръ Вольфъ,—человЬкъ, конечно, не
гешальный, но весьма ученый и совеЬмъ
не дуракъ... Но вотъ бйда: это мнйте раз-
дЬлялъ и Гёте, который хотя былъ и нй-
мецъ, но дуракомъ ни въ чьихъ глазахъ
никогда еще не былъ... Чтб скажутъ о насъ
нймцы, если узнаютъ, что ихъ Гёте былъ
не болйе, какъ — дуракъ!.. А между тймъ,
воля ваша, а вйдь оно должно быть такъ,
потому что нагаъ авторъ не знаетъ ни
греческаго языка, столь знакомаго Вольфу
и
Гёте, да едва ли знаетъ и по-н1?мецки-то;
сверхъ того онъ судить не по разуму, не
по знатю, а по вдохновенно: изъ всего
этого слйдуетъ, что онъ правь и что Гёте—
действительно дуракъ... Нйтъ, это дйло ре
нтеное—Гёте дуракъ! Да и что тутъ чи
ниться съ какими-нибудь нймцами!...
Но вотъ особенно интересное суждеше
автора о славянофилахъ, отличающееся
всемъ достоинетвомъ его патршрхадьной
откровенности:
»Споры о нашихъ европейскихъ и славян-
скихъ началахъ, которые, какъ ты говоришь,
пробираются уже въ гостиныя, показываюсь
только то, что мы начинаемъ просыпаться, но
еще не вполне проснулись; а потому не мудре
но, что съ обЪихъ сторонъ наговаривав
1
ся
весьма много дичи. Вс/Ь эти славянисты и
европисты — или же староверы и новов-Ьры,
или же восточники и западники, а что они
въ самомъ деле не умею сказать, потому что
покамЪстъ они мн-Ь кажутся только карикату
рами на то, чЪмъ хотятъ быть,—все они гово
рить о двухъ разныхъ сторонахъ одного и того
же предмета, никакъ не догадываясь, что ни
чуть не спорятъ и не поперечатъ другъ другу.
Одинъ подошедъ слишкомъ близко къ строенйо,
такъ, что видитъ одну часть его; другой ото-
шелъ отъ него слишкомъ далеко, такъ, что
видитъ весь фасадъ, но по частямъ не видитъ.
Разумеется, правды больше па стороне сла-
вянистовъ и восточниковъ, потому что они
все-таки видятъ фасадъ и, стало быть, все-таки
говорятъ о главномъ, а не о частяхъ. Но и на
стороне европистовъ и западниковъ тоже есть
правда, потому что они говорятъ довольно по
дробно и отчетливо о той стене, которая стоить
передъ ихъ глазами; вина ихъ въ томъ только,
что изъ-за карниза, вЬнчающаго эту стену, не
видится имъ верхушка всего строены, то есть
глава, куполъ и все, что ни есть въ вышине.
Можно бы посоветовать обоимъ — одному по
пробовать, хоть на время, подойти ближе, а
другому отступиться немного подалее. Но на
это они не согласятся, потому что духъ гордо
сти обуялъ обоими. Всягай изъ нихъ уверенъ,
чго онъ окончательно и положительно правь,
и что другой окончательно и положительно
лжетъ. Кичливости больше на стороне слазя-
нистовъ:
они хвастуны; изъ нияя каждый во
ображаешь о себт, что онъ открыяъ Америку,
и найденное имъ зернышко раздувать въ ргыху.
Разумеется, что такнмъ
строптивы
jv
>хвастов-
Соч.
Б
ы и н с к а г о
.
Т. III.
ствомъ
воорутютъ они еще более противъ
себя европистовъ, которые давно бы готовы
были отъ мн угаго отступиться, потому что
и
сами начинаютъ слышать многое, прежде не-
слышаняое, но упорствуютъ, не желая усту
пить слишкомъ раскозьтрявшемуся человеку.*
А въ другомъ мйстй вотъ что говорить
авторъ о томъ же предмегЬ:
„Мнопе у насъ уже и теперь, особенно между
молодежью, стали хвастаться не въ меру рус
скими доблестями и думаютъ вовсе не о томъ,
чтобы ихъ углубить и воспитать въ себе, но
чтобы выставить ихъ на показъ и сказать Евро
пе:
„смотрите, немцы: мы лучше васъ!“ Это
хвастовство—губитель всего. Оно раздражаетъ
другихъ и наносить вредъ самому хвастуну.
Наилучшее дело можно превратить въ грязь,
если только имъ похвалишься и похвастаешь1
А у насъ, еще не сделавши дела, имъ хва
стаются! Хвастаются будущимъ! Нетъ, по мне
уже лучше временное уныше и тоска отъ
самого себя, нежели самонадеянность въ себе.“
Но мы начали рйчь о совйтахъ, кото
рыми авторъ надйляетъ своихъ адентовъ;
надо кончить эту интересную матерш.
Одинъ изъ прштелей автора посягнули на
дйло неслыханной дерзости: онъ решился
сказать автору письменно, что, по его мнй-
нда, теперь-де самое время для выпуска
второй части «Ыертвыхъ Души»... Подоб
ная дерзость не могла не подМствовать
нЪсколько смутно на смиреше нашего авто
р а ,— и онъ разразился следующими гро
мовыми ответомъ неосторожному смель
чаку:
„Вотъ, если бы ты, вместо того, чтобы пред
лагать мне пустые запросы (которыми на-
иичкалъ половину письма своего н которые
ни къ чему не ведутъ, кроме удовлетворены
какого-то празднаго любопытства), собралъ
все дельныя замечанш на мою книгу, какъ
свои, такъ и другихъ умныхъ людей, занятыхъ,
подобно тебе, жизнью опытной и дельной, да
присоединилъ бы къ этому множество собьтй
и анекдотовъ, к а т е ни случались въ околотке
вашемъ и во всей губерши, въ подтвержден^
или въ опровержеше всякаго дела въ моей
книге, какихъ можно бы десятками прибрать
на всякую страницу, тогда бы ты сделалъ
доброе дело, и я бы сказалъ тебе мое крепкое
спасибо. Какъ бы отъ этого раздвинулся мой
кругозоръ! Какъ бы освежилась моя голова, и
какъ бы успешнее пошло мое дело! Но того,
о чемъ я прошу, никто не исполняетъ, моихъ
запросовъ никто не ечитаетъ важными, а толь
ко уважаетъ свои; а иной даже требуетъ отъ
меня какой-то искренности и откровенности,
не понимая самъ, чего онъ требуетъ. И къ
чему это пустое любопытство знать впередъ,
и эта пустая, ни къ чему неведущая торо
пливость, которой, какъ
я
замечаю, уже и
ты начинаешь заражаться? Смотри, какъ въ
природе совершается все чинно и мудро, въ
какомъ стройномъ законе, и какъ все раз
умно исходить одно изъ другого! Одни мы,
Богъ весть изъ чего, мечемся. Все торопитея,
все въ какой-то горячке. Ну, вавесилъ ли ты
хорошенько слова свои: „второй томъ ну-
женъ теперь необходимо?“ Чтобы
я
изъ-за того
11