Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  548 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 548 / 734 Next Page
Page Background

321

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

822

Но вотъ черта еще лучите: «Какъ г л у п ы

н^мецие умники, выдумавппе, будто Го-

меръ миоъ, а вой творенш его — народный

пЪсни и рапсодш.» Сколько мы помнимъ,

главнымъ поборникомъ этого мпйшя быль

профессоръ Вольфъ,—человЬкъ, конечно, не

гешальный, но весьма ученый и совеЬмъ

не дуракъ... Но вотъ бйда: это мнйте раз-

дЬлялъ и Гёте, который хотя былъ и нй-

мецъ, но дуракомъ ни въ чьихъ глазахъ

никогда еще не былъ... Чтб скажутъ о насъ

нймцы, если узнаютъ, что ихъ Гёте былъ

не болйе, какъ — дуракъ!.. А между тймъ,

воля ваша, а вйдь оно должно быть такъ,

потому что нагаъ авторъ не знаетъ ни

греческаго языка, столь знакомаго Вольфу

и

Гёте, да едва ли знаетъ и по-н1?мецки-то;

сверхъ того онъ судить не по разуму, не

по знатю, а по вдохновенно: изъ всего

этого слйдуетъ, что онъ правь и что Гёте—

действительно дуракъ... Нйтъ, это дйло ре­

нтеное—Гёте дуракъ! Да и что тутъ чи­

ниться съ какими-нибудь нймцами!...

Но вотъ особенно интересное суждеше

автора о славянофилахъ, отличающееся

всемъ достоинетвомъ его патршрхадьной

откровенности:

»Споры о нашихъ европейскихъ и славян-

скихъ началахъ, которые, какъ ты говоришь,

пробираются уже въ гостиныя, показываюсь

только то, что мы начинаемъ просыпаться, но

еще не вполне проснулись; а потому не мудре­

но, что съ обЪихъ сторонъ наговаривав

1

ся

весьма много дичи. Вс/Ь эти славянисты и

европисты — или же староверы и новов-Ьры,

или же восточники и западники, а что они

въ самомъ деле не умею сказать, потому что

покамЪстъ они мн-Ь кажутся только карикату­

рами на то, чЪмъ хотятъ быть,—все они гово­

рить о двухъ разныхъ сторонахъ одного и того

же предмета, никакъ не догадываясь, что ни­

чуть не спорятъ и не поперечатъ другъ другу.

Одинъ подошедъ слишкомъ близко къ строенйо,

такъ, что видитъ одну часть его; другой ото-

шелъ отъ него слишкомъ далеко, такъ, что

видитъ весь фасадъ, но по частямъ не видитъ.

Разумеется, правды больше па стороне сла-

вянистовъ и восточниковъ, потому что они

все-таки видятъ фасадъ и, стало быть, все-таки

говорятъ о главномъ, а не о частяхъ. Но и на

стороне европистовъ и западниковъ тоже есть

правда, потому что они говорятъ довольно по­

дробно и отчетливо о той стене, которая стоить

передъ ихъ глазами; вина ихъ въ томъ только,

что изъ-за карниза, вЬнчающаго эту стену, не

видится имъ верхушка всего строены, то есть

глава, куполъ и все, что ни есть въ вышине.

Можно бы посоветовать обоимъ — одному по­

пробовать, хоть на время, подойти ближе, а

другому отступиться немного подалее. Но на

это они не согласятся, потому что духъ гордо­

сти обуялъ обоими. Всягай изъ нихъ уверенъ,

чго онъ окончательно и положительно правь,

и что другой окончательно и положительно

лжетъ. Кичливости больше на стороне слазя-

нистовъ:

они хвастуны; изъ нияя каждый во­

ображаешь о себт, что онъ открыяъ Америку,

и найденное имъ зернышко раздувать въ ргыху.

Разумеется, что такнмъ

строптивы

jv

>хвастов-

Соч.

Б

ы и н с к а г о

.

Т. III.

ствомъ

воорутютъ они еще более противъ

себя европистовъ, которые давно бы готовы

были отъ мн угаго отступиться, потому что

и

сами начинаютъ слышать многое, прежде не-

слышаняое, но упорствуютъ, не желая усту­

пить слишкомъ раскозьтрявшемуся человеку.*

А въ другомъ мйстй вотъ что говорить

авторъ о томъ же предмегЬ:

„Мнопе у насъ уже и теперь, особенно между

молодежью, стали хвастаться не въ меру рус­

скими доблестями и думаютъ вовсе не о томъ,

чтобы ихъ углубить и воспитать въ себе, но

чтобы выставить ихъ на показъ и сказать Евро­

пе:

„смотрите, немцы: мы лучше васъ!“ Это

хвастовство—губитель всего. Оно раздражаетъ

другихъ и наносить вредъ самому хвастуну.

Наилучшее дело можно превратить въ грязь,

если только имъ похвалишься и похвастаешь1

А у насъ, еще не сделавши дела, имъ хва­

стаются! Хвастаются будущимъ! Нетъ, по мне

уже лучше временное уныше и тоска отъ

самого себя, нежели самонадеянность въ себе.“

Но мы начали рйчь о совйтахъ, кото­

рыми авторъ надйляетъ своихъ адентовъ;

надо кончить эту интересную матерш.

Одинъ изъ прштелей автора посягнули на

дйло неслыханной дерзости: онъ решился

сказать автору письменно, что, по его мнй-

нда, теперь-де самое время для выпуска

второй части «Ыертвыхъ Души»... Подоб­

ная дерзость не могла не подМствовать

нЪсколько смутно на смиреше нашего авто­

р а ,— и онъ разразился следующими гро­

мовыми ответомъ неосторожному смель­

чаку:

„Вотъ, если бы ты, вместо того, чтобы пред­

лагать мне пустые запросы (которыми на-

иичкалъ половину письма своего н которые

ни къ чему не ведутъ, кроме удовлетворены

какого-то празднаго любопытства), собралъ

все дельныя замечанш на мою книгу, какъ

свои, такъ и другихъ умныхъ людей, занятыхъ,

подобно тебе, жизнью опытной и дельной, да

присоединилъ бы къ этому множество собьтй

и анекдотовъ, к а т е ни случались въ околотке

вашемъ и во всей губерши, въ подтвержден^

или въ опровержеше всякаго дела въ моей

книге, какихъ можно бы десятками прибрать

на всякую страницу, тогда бы ты сделалъ

доброе дело, и я бы сказалъ тебе мое крепкое

спасибо. Какъ бы отъ этого раздвинулся мой

кругозоръ! Какъ бы освежилась моя голова, и

какъ бы успешнее пошло мое дело! Но того,

о чемъ я прошу, никто не исполняетъ, моихъ

запросовъ никто не ечитаетъ важными, а толь­

ко уважаетъ свои; а иной даже требуетъ отъ

меня какой-то искренности и откровенности,

не понимая самъ, чего онъ требуетъ. И къ

чему это пустое любопытство знать впередъ,

и эта пустая, ни къ чему неведущая торо­

пливость, которой, какъ

я

замечаю, уже и

ты начинаешь заражаться? Смотри, какъ въ

природе совершается все чинно и мудро, въ

какомъ стройномъ законе, и какъ все раз­

умно исходить одно изъ другого! Одни мы,

Богъ весть изъ чего, мечемся. Все торопитея,

все въ какой-то горячке. Ну, вавесилъ ли ты

хорошенько слова свои: „второй томъ ну-

женъ теперь необходимо?“ Чтобы

я

изъ-за того

11