Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  547 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 547 / 734 Next Page
Page Background

319

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БМИНСКАГО.

320

никого.» ЗатЬмъ сд’Ьдуетъ объяснеше, что

эта мудрость произошла отъ болезни. Въ

другомъ письме, давая прштелю совЬтъ но

части хозяйства, авторъ говорить: «только

раскуси его хорошенько, и не будешь въ

накладе; два человека уже благодарить

меня, одинъ изъ нихъ тебе знакомый К**.»

Видите ли? онъ самъ сознаетъ себя ч4мъ-

то въ роде curé d u v illa g e или даже и

папы своего маленькаго католическаго

Mipa...

Послушаемъ же его совЬтовъ и подивимся

имъ...

Говоря въ письме къ одной даме о зна-

чеши женщины въ свете, авторъ откры-

ваетъ намъ главную причину лихоимства

въ Росши. Найти причину зла — почти то

же, что найти противъ него лекарство. И

авторъ «Переписки» нашелъ его... Слушайте:

главная причина взяточничества чиновни-

ковъ происходить «отъ расточительности

ихъ женъ, который такъ жадничаютъ бли­

стать въ свйтЬ, болыпомъ и маломъ, и

требуютъ на то денегъ отъ мужей.» При­

знаемся: мы были сильно поражены этимъ

страннымъ открьтемъ... Мы однако жъ не

остановились на этомъ, но пошли дальше:

думая да думая, мы надумались, что оно,

конечно, хорошо, если чиновницы пере-

станутъ щеголять и блистать въ свЬтГ, но

что еще будетъ лучше, если он4 вмГсгЬ съ

т4мъ навсегда оставить дурную привычку—

по утру и вечеромъ пить чай или кофе, а

въ полдень обедать, равно какъ и другую,

не монГе дурную, привычку прикрывать

наготу свою ч'Ьмъ-нибудь другимъ, кроме

рогожи или самой дешевой парусины...

Тогда бы имъ вовсе не для чего было про­

сить у мужей денегъ, а мужьямъ вовсе не

для чего было бы брать даже жалованье,

не только взятки... Исправлеше нравовъ

было бы всесовершенное... Съ этимъ могутъ

не согласиться только такъ-называемые

практичесше люди, которые все понимаюгъ

не вдохновеншмъ, а здравымъ смысломъ

да

опытностью

...

Они могутъ сказать, что

до Петра Великаго у насъ не было модъ,

и женщины сидели взаперти, а взяточни­

чество было, да еще въ несравненно

сильнейшей степени, чгЪмъ теперь... По­

жалуй, они могутъ еще сказать, что, хоро­

шо зная человёческую натуру и ея слабо­

сти, они считаютъ решительно невозмож-

нымъ, чтобы у однихъ уничтожить желаше

блистать, когда друие, по своимъ сред-

ствамъ, согласятся скорее умереть, нежели

перестать блистать; и что если равенство

въ средствахъ есть неосуществимая мечта,

то никашя «переписки» въ

Mipí

не убйдятъ

никакого Кира не желать быть Крезомъ,

или не завидовать ему, ибо это вне при­

роды человеческой, а немногш и рЬдшя

исключены тутъ ровно ничего не зн ач а т -

Но мало ли чего могутъ наговорить практи­

чески люди, да что ихъ слушать! В4дь они

черпаютъ свои мысли въ разуме, разсудке,

опыте и знати — источникахъ мщскихъ,

светскихъ и греховныхъ!.. Эти люди, по­

жалуй, скажугъ вамъ, что только въ здоро-

вомъ теле можетъ обитать здоровая душа,

что только не страждущ1й никакимъ раз-

стройствомъ мозгъ можетъ правильно мы­

слить... Заткните уши отъ такихъ вольно-

думныхъ мыслей и плюньте (любимое вы­

ражены автора «Переписки») на пропо-

ведниковъ такой ереси; вотъ что говорить

объ этомъ нашъ авторъ:

„О, какъ нужны намъ недуги! Изъ множе­

ства пользъ, которыя я уже извлекъ изъ нихъ,

укажу вамъ только на одну: не будь этихъ

недуговъ, я бы задумалъ, что сталъ уже та-

кимъ, какимъ слЪдуетъ мнЪ быть. Не говорю

уже о томъ, что самое

здоровье, которое без-

престанно подталкивает русскаго человгъка

на какге-то прыжки и желате порисоваться

своими качествами передъ другими,

заставило

бы меня над'Ьлать уже тысячу глупостей. При

томъ нынЪ, въ мои свЪжш минуты, которыя

даетъ мн* милость небесная, и среди самыхъ

страдашй иногда приходятъ ко мнЪ мысли,

несравненно лучшая прежнихъ,

и я вижу самъ,

что теперь все, что ни выйдете изъ-подъ пера

моего, будетъ значительнке прежняго“

Теперь неоспоримо, какъ дважды два—

четыре, что нездоровье лучше здоровья; въ

здоровье челов4къ, особенно руссшй, лю­

бить рисоваться и заноситься, а въ боле­

зни онъ ясно видитъ, что прежде онъ дЬ-

лалъ одн4 глупости, а вотъ теперь-то за

умъ хватился и сталъ молодецъ хоть куда!

Онъ ужъ тутъ саМъ видитъ, что онъ и пи-

шетъ лучше прежняго, и если весь светъ

видитъ это дело совершенно наоборотъ,

можно «плюнуть» на весь светъ, брешешь,

—молъ ты, дуракъ!.. Вы думаете, что съ

светомъ, даже съ болыпимъ, нельзя такъ

говорить? По крайней м4р4 въ «Выбран-

ныхъ местахъ изъ дружеской переписки»

светсше люди иначе не называются, какъ

«глупыми умниками». Вообще, заметимъ

кстати, обращены нашего смиренномудраго

советодателя какъ съ своими адептами,

такъ и съ людьми, никогда его не знавши­

ми, отличается немножко черезчуръ восточ­

ной откровенностью. «Критика (у него)

устала и запуталась отъ разборовъ зага-

дочныхъ произведен^ новейшей литерату­

ры, съ горя бросилась въ сторону и, укло­

нившись отъ вопросовъ литературныхъ, п о-

н е с л а дичь . » Вотъ, чтобы помочь этому

горю и направить критику на истинный

путь, онъ и написалъ свою превосходную

критическую статью «Объ «Одиссее», пере­

водимой Жуковскимъ», — статью, въ кото­

рой, разумеется, дичи не было нисколько..