317
I. КРИГИЧЕСК1Я СТАТЬИ.
318
изъ частныхъ лицъ не случалось. Завйща-
ше Н. В. Гоголя, напечатанное въ кнпгй
вполнй, не заключаешь въ себй никакихъ
семейныхъ подробностей, который, разумеет
ся, и не шли бы въ печать, но все состоитъ
изъ интимной беседы автора съ Росшей...
То есть: авторъ говоритъ и наказываетъ, а
Росс
1
я его слушаетъ и обйщаетъ выпол
ни гь... Тутъ между прочимъ говорится, какъ
о вкнцй творешя Гоголя, о какой-то <Про
щальной повести», написает й пмъ въ
назидаше, поучете и услаждены высокихъ
душъ... Потомъ объявляется, что авторъ
сжегъ вей свои сочинешя, бывшш у него
въ рукописяхъ, какъ безполезныя... Вместо
этого проситъ онъ друзей своихъ издать его
письма съ 1844 года для пользы тоже вы
сокихъ душъ... Но вотъ конецъ завещаны
въ подлинныхъ словахъ.
„УД. Завйщаю... но я вспомнилъ, что уже не
могу этимъ располагать. Неосмотрительнымъ
образэмъ похищено у меня право собственно
сти: безъ моей воли и позволены опубликованъ
мой дортретъ. По многимъ причинамъ, которыя
мнй объявлять не нужно, я не хотйлъ этого,
не продавалъ никому право на его публичное
изданы, и отказывалъ всймъ книгопродавцамъ,
доселй приступавшимъ ко мнй съ предложе-
шемъ, и только въ такомъ случай предпола-
галъ себй это позволить, если бы помогъ мнй
Богъ совершить тотъ 'грудь, которымъ мысль
моя была занята во всю жизнь мою, и при томъ
такъ совершить его, чтобы вей
мои
соотече
ственники сказали въ одинъ голосъ, что я
честно исиолнилъ свое дйло, и даже пожелали
бы узнать черты лица того человйка, который
до времени работали въ тиншнй и не хотйлъ
пользоваться незаслуженной извЪстяостыо. Съ
этимъ соединялось другое обстоятельство:
пор
третъ мой въ такомъ случат могъ распродать
ся вдругъ во множествгъ экземпляровъ, принеся
значительный доходъ тому художнику, кото
рый долженъ былъ гравировать его.
Художникъ
этотъ уже нйсколько лйтъ трудится въ РимЪ
надъ гравировашемъ беземертной картины Ра
фаэля: Преображены Господне. Онъ веймъ по-
жертвовалъ для труда своего, труда убШствен-
наго, пожирающаго годы и здоровье, и съ та
кими совершенствомъ исиолнилъ свое дйло,
подходящее нынй къ концу, съ какимъ не
исдолнялъ еще ни одинъ изъ граверовъ. Но,
по причинЪ высокой цйны и малаго числа зна-
токовъ, эетампъ его не можетъ разойтись въ
такомъ количествй, чтобы вознаградить его за
все; мой портретъ ему помогъ бы. Теперь планъ
мой разрушены разъ опубликованное изобра-
жеше кого бы то ни было дйлается уже соб
ственностью каждаго, занимающагося издаными
гравюръ и литографЩ. Но если бы случилось
такъ, что послЪ моей смерти письма, послЪ
меня изданныя, доставили бы какую-нибудь
общественную пользу (хоть бы даже однимъ
только чистосердечнымъ стремлешемъ ее доста
вить) и пожелали бы мои соотечественники
увидйть и портретъ мой, то
я
прошу всЪхъ та
ковыхъ издателей благородно отказаться отъ
своего права; тйхъ же моихъ читателей, кото
рые по излишней благосклонности ко всему,
чтб не пользуется извЪстностью, завели у себя
какой-нибудь портретъ мой, прошу уничто
жать
его тутъ же ио прочтенш сихъ строкъ,
тймъ болйе, что онъ сдйланъ дурно и безъ
сходства, и покупать только тотъ, на которомъ
будетъ выставлено: гравировалъ 1орданъ. Симъ
будетъ сдйлано по крайней мърй справедли
вое дйло. А еще будетъ справедлнвйе, если
тЪ, которые имЪютъ достатокъ, станутъ вмйсто
портрета моего покупать самый эетампъ Пре
ображены Господня, который, по признанно
даже чужеземцевъ, есть вЪнецъ гравировальнаго
дЪла и составляетъ славу русскую.
Завйщаше мое немедленно по смерти моей
должно быть напечатано во вейхъ журналахъ
и вйдомостяхъ, дабы, по случаю невйдйны его,
никто не сдйлался передо мной невинно-вино-
ватымъ, и тймъ бы не нанесъ упрека на свою
душу.“
Изданную теперь книгу «Выбраиныхъ
мйстъ изъ переписки съ друзьями» Гоголь
проситъ своихъ соотечественниковъ прочи
тать нисколько разъ, а достаточныхъ изъ
нихъ проситъ онъ покупать ее по нисколь
ку экземпляровъ для раздачи тймъ, кото
рые сами купить ее не въ состоянш. Соби
раясь въ С и р т на поклонеше святымъ мй-
стамъ, проситъ онъ прощешя у вейхъ, пе-
редъ которыми виноватъ, равно какъ и у
тйхъ, передъ которыми не виноватъ... Въ
особенности сознаешь онъ, что въ его обхо
ждении съ людьми всегда было много не-
прштно-отталкивающаго.
„Отчасти это происходило (говоритъ онъ) от
того, что я избйгалъ встрйчъ и знакомствъ, чув
ствуя, что не могу еще произнести умнаго
и
нужнаго слова человйку (пустыхъ же и ненуж-
ныхъ словъ произносить не хотйлось), и буду
чи въ то же время убйжденъ, что, по причинй
безчисленнаго множества моихъ недостатковъ,
мнй было необходимо хотя немного воспитать
самого себя въ нйкоторомъ отдалены отъ людей.
Отчасти же это происходило и отъ мелочнаго
самолюбш, свойственнаго только такимъ изъ
насъ, которые изъ грязи пробрались въ люди
и считаютъ себя въ правгъ спгъсиво глядгъть на
другихъ.“
За предисдовшмъ и завйщашемъ слй-
дуютъ письма. Въ этихъ письмахъ авторъ
изображаетъ себя какъ бы прозрйвшимъ
вслйдствю своей болйзни, исполнившимся
духа любви, кротости и въ особенности
смирешя... Содержанш ихъ совершенно со
ответствуешь такому духу: это не письма,
это скорйе строгш и иногда грозный увй-
щашя учителя учениками... Онъ поучаешь,
наставляетъ, совйтуегь, уличаетъ, упре-
каетъ, прощаетъ и т. д. Къ нему вей об
ращаются съ вопросами, и онъ никого не
оставляешь безъ отвйта. Онъ самъ гово
ритъ: «Все какимъ-то инстинктомъ обра
щалось ко мнй, требуя помощи и совйта.»
Тутъ же, черезъ нйсколько строкъ: «Въ
послйднее время мнй случалось даже полу
чать письма отъ людей, мнй ,почти вовсе
не знакомыхъ, и давать на нихъ отвйты
таше, какихъ бы я не сумйлъ дать прежде.
А между дрочимъ (?) я ничуть не умнйе