Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  513 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 513 / 734 Next Page
Page Background

251

С0ЧИНЕП1Я В. Г. ВЫПИСКА ГО.

252

иногда прочтешь Х у т о р о к ъ—покажется,

а иногда разорвать хочется.» Въ другой разъ

онъ писалъ: «Сколько я ни бьюся съ са-

ыиыъ собой, но все эстетическое чувство не

управляешь мной, не обладаю имъ я, какъ

бы хотелось—хоть лягъ, да умри.-»

Стихотворения Кольцова можно разделить

на три разряда. Къ первому относятся пьесы,

писанный правильнымъ размйромъ, преиму­

щественно ямбомъ и хореемъ. Большая часть

ихъ принадлежитъ къ первымъ его опытэмъ,

и въ нихъ онъ былъ подражателемъ по-

этовъ, наиболее ему нравившихся. Таковы

пьесы: «Сирота», «Ровеснику», «Маленькому

брату», «Ночлегъ чумаковъ», «Путникъ»,

«Красавице», «Сестре», «Приди ко мне»,

«Разувереше», «Не мне внимать наггЬвъ

волшебный», «Мщеше», «Вздохъ на могиле

Веневитинова», «Къ рТкЪ Гайдаре», «Что

значу я», «Утешете», «Я былъ у ней»,

«Первая любовь», «Къ ней же», <Наяда»,

«Къ К.», «Соловей», «Къ Другу», «Изсту-

плеше», «Позтъ и няня», «А. П. Серебрян­

скому». Въ этпхъ стихотвореншхъ прогля-

дываетъ что-то похожее на талантъ и даже

оригинальность; некоторый изъ нихъ даже

очень недурны. По крайней мере изъ нихъ

видно, что Кольцовъ и въ этомъ роде по­

эзш могъ бы усовершенствоваться до из­

вестной степени; но не иначе, какъ съ тру-

домъ и усшпемъ выработавши себе стихъ и

оставаясь подражателемъ, съ некоторымъ

только оттенкомъ оригинальности. Правиль­

ный стихъ не былъ его достояшемъ, и какъ

бы ни выработалъ онъ его, все-таки никогда

бы не сравнился въ немъ съ нашими звуч­

ными поэтами даже средней руки. Но здесь

и виденъ сильный, самостоятельный та­

лантъ Кольцова: онъ не остановился на

этомъ сомнительномъ успехе, но, движи­

мый однимъ инстинктомъ своимъ, скоро

нашелъ свою настоящую дорогу. Съ 1831

года онъ решительно обратился къ рус-

скимъ песнямъ, и если писалъ иногда пра­

вильнымъ размеромъ, то уже безъ всякихъ

претекзШ на особенный успйхъ, безъ вея-

каго желашя подражать или состязаться съ

другими поэтами. Особенно, любилъ этимъ

размйромъ, чаще безъ риемы, съ которой

онъ плохо ладилъ, выражать ощущенш и

мысли, имевппя непосредственное отноше-

нш къ его жизни. Таковы (за исключешемъ

пьесь: «Цветокъ», «Бедный призракъ»,

«Товарищу») пьесы: «Последняя борьба»,

«Къ милой», «Примиреше», «М1ръ музы­

ки», «Не разливай волгаебныхъ звуковъ»,

«К***», «Вопль'страданья», «Звезда», «На

новый 1842 годъ». Пьесы же. «Очи, очи

голубыя», «Размолвка», «Люди добрые,

скажите», «Теремъ», «По-надъ Дономъ садъ

цвететъ», «Советъ старца», «Глаза», «Домикъ

лесника», «Женитьба Павла»—составляютъ

переходъ отъ подражательныхъ опытовъ

Кольцова къ его настоящему роду—русской

песне.

Въ русскихъ песняхъ талантъ Кольцова

выразился . во всей своей полноте и силе.

Рано почувствовалъ онъ безсознательное

стремлеше выражать свои чувства скдадомъ

русской песни, которая такъ очаровывала

его въ устахъ простого народа; но его

удерживала отъ этого мысль, что русская

песня—не поэзш, а что-то простонародное,

грубое и вульгарное. Къ счастью, ему по­

палась въ руки книжка сгихотворешй барона

Дельвига (изданная въ 1829 году). Каково

же было его удовольствш, его радость, когда

въ этой книжке онъ увиделъ между «на­

стоящими» стихотвореншми и руссшя песни!

Онъ сейчасъ смекнулъ, въ чемъ дело, и по-

решилъ его такимъ силлогизмомъ: баронъ—

ведь это баринъ, да еще большой, все равно,

что графъ или князь, и, верно, онъ ученый

человйкъ; но онъ сочиняетъ же русская

песни: стало быть, русская песня не вздоръ,

не глупость, а тоже поэзш... И съ техъ

поръ онъ все больше и больше началъ на­

клоняться къ этому роду поэзш. Первыя песни,

какъ написанныя имъ еще до знакомства съ

песнями Дельвига, ■ такъ и многш, написан­

ныя до 1835 года, были чемъ-то среднимъ

между романсомъ и русской песней, и по­

тому походили на русскш песни то Дельвига,

то Мерзлякова. Но еще съ 1830 года ему

уже удавалось иногда выражать въ русской

песнё всю оригинальность своего таланта,

и пьесамъ: «Кольцо», «Удалецъ», «Кресть­

янская пирушка», «Размышлеше поселя­

нина» (1830—1832) недостаетъ только зре­

лости мысли, чтобъ быть образцовыми въ

своемъ роде произведеншми. Но съ н е ­

сешь: «Ты не пой, соловей» (1830) и «Не

шуми ты, рожь» (1834), начинается рядъ

русскихъ иесенъ, какъ особаго рода, создан-

наго Кольцовымъ.

.Для означешя различныхъ степеней дара

творчества употребляются большей частью

два слова: т а л а н т ъ и г е н 1 й . Подъ пер­

вымъ разумеется низшая, подъ вторымъ

—высшая степень способности творить.

Но такое р а з д а е т е довольно неопреде­

ленно; оно не даетъ меры (критерияа) для

определения высоты художественной силы.

Правда, талантъ и гешй отличаются другъ

отъ друга темъ, что первый ниже второго,

а второй выше перваго; но чемъ же имен­

но ниже или выше—вотъ вопросъ! Одно

изъ главнейншхъ и существеннейшихъ ка-

чествъ г е т я есть оригинальность и само­

бытность, потомъ всеобщность и глубина его

идей и идеаловъ, и, наконецъ, историческое

влште ихъ на эпоху, въ которую онъ жя-