85
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
86-
И не на царскомъ бы престслй
Была великою женой.
И внря .ь, коль самолюбья лесть
Не обуяла бъ умъ надменный:
Что наше благородство, несть,
Коль не изящности душевны?
Я князь коль мой сшетъ духъ;
Владйлецъ коль страстьми владйю;
Болярннъ—коль за всйхъ болйю,
Царю, закону, церкви другъ.
Да, таюе стихи никогда не забудутся!
Кроме замечательной силы мысли и выра
жение они обращаютъ на себя внимаше
еще и какъ отголосокъ разумной и нрав
ственной стороны црошедшаго века. Осталь
ная и большая часть оды отличается рито
рическими распроетраненшми и добродуш
ными морализмомъ, въ которой объ истинахъ
въ роде дважды два—четыре говорится, какъ
о важныхъ открытшхъ. Впрочемъ, 10, 11 и
12-я строфы, изображаются вельможескую
жизнь людей XVIII века, отличаются зна
чительными поэтическими достоинствомъ. Ви
оде
«На Счасте» виденъ руссю'й умъ, рус-
сшй юморъ, слышится русская речь. Кроме
развыхъ современныхъ политичеснихъ на-
мековъ, въ ней много резкихъ п удачныхъ
юмористическихъ выходокъ, свидетельствую-
щихъ какое-то добродушие, какъ, напримеръ,
это обращеше къ счастью:
Катаешь кубаремъ весь миръ:
Какъ рйзвости твоей примйровъ,
Полна земля вся кавалеровъ,
И цйлый свйтъ сталъ бригадирь.
Тонко хваля Екатерину, поэта говорить:
Изволи1ъ царствовать правдиво.
Не жжетъ, не рубить безъ суда;
А развй кое-какъ вельможи,
И такъ и сякъ, нахмуря рожи,
Тузятъ инова иногда.
Сатирически описывая свое врежнее счастье,
когда, бывало, все удавалось ему, и въ ми
лости бояръ, и въ любви, и въ игре, и въ
поэзш, поэта очень забавно и вместе колко
жалуется на безвременье преклонныхъ
дета
своихъ:
А иынй пятидесяти мнй било:
Полети свой счастье иремйнило-,
Безъ
латъ я горе-богатырь;
Прекрасный поли меня лишь бйситъ,
Амуръ безъ перьевъ нетопырь,
Едва вспорхнете и носи повйситъ.
Сокрылся и въ игрй мой клади;
Не страстны мной, какъ прежде, музы:
Бояре понадули нузы,
И я у всйхъ сталъ виноваты
Умоляя счастье снова осыпать его своими
дарами, поэта остроумно подшучиваетъ иадъ
Горацшмъ, обещаясь писать школярнымъ
слогомъ:
„Беатусъ
—брать мой. па волахъ
Собою сами поля оркшцй,
Или стада свои пасуицй!“
Б буду восклицать въ нирахъ.
Къ числу такихъ же одъ принадлежать и
«Мой Истукаиъ». Въ ней особенно замеча
тельны некоторый черты характера поэта и
его образа мыслей. Таковы два превосход
нейшие стиха:
Злодейства малаго мнй мало,
- Большого дйлать не хочу.
Замечательна и следующая строфа: поэта
говорить, что ни за кашя дела не стбилъ бы
онъ кумира—
Не стоили бы: вей знаки чести
Дозволены самими себй,
Плоды тщеславш и лести.
Монархи! постыдны и тебй.
Желаетъ хвали, благодаренья
Лишь низкая себй душа,
Живущая изъ награждения:
По смерти слава хороша,
Заслуги въ гробп созршаютъ,
Герои въ вкчности сшють'.
Доселе говорили мы о Державине, какъ.
о русскомъ поэте, въ известной степени и
въ известномъ характере отразивгаемъ на
себе XVIII векъ въ той степени, въ какой
отразило его на себе тогдашнее русское об
щество. Теперь намъ следуетъ показать.
Державина, какъ певца Екатерины, какъ
представителя целой эпохи въ исторш Рос
ши. Царствоваше Екатерины Великой, после
царствованш Петра Великаго, было второй
великой эпохой въ русской исторш. Доселе,
для него еще не наставало потомства. Мы,
люди настоящей эпохи, такъ близки къ вре-
менамъ Екатерины, что не можемъ судить о-
нихъ безпристрастно и верно. Эта близость
лишаетъ насъ возможности видеть ясно и
определенно то, что обнаруживается только
въ одной исторической перспективе, на до-
статочномъ отдалении И потому мы съ од
ной стороны слишкомъ увлекаемся громомъ
победъ, блескомъ завоевашй, многослож
ностью преобразован^, множествомъ людей
замечательныхъ, и не видимъ изъ-за всего
этого внутренняго быта того времени. Съ
другой стороны, справедливо гордясь нашимъ
обществениымъ и гражданскимъ счастьемъ,
мы, можетъ быть, слишкомъ строго судимъ
десть, низкопоклонство, патронажество, ми-
лостивцевъ и отцовъ-благодбтелей, соста-
влявшихъ характеристику быта того времени.
Мы не можемъ живо представить себе то-
гдашняго исторического положенш Росши*
того резкаго контраста между тираний Би
рона и труднымъ, по безплодной, хотя и
блистательной войне съ Прушей, време-
немъ,—и между царствовашемъ Екатерины—
этой эпохой блестящей и великихъ дедъ,
мудрыхъ преобразований, разумнаго и гуман-
наго законодательства, котораго основой
было: «лучше простить десять винотшыхъ,
чемъ на: азать одного невиннаго, — возник-