Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  46 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 46 / 734 Next Page
Page Background

£3

С0ЧИНЕШЯ Е.

Г.

ЕЫИНСКАГО.

84

смерив человека или безсмерйе души. От­

того въ одной одгЬ очутились дв'Ь оды, не-

связанныя внутреннимъ единствомъ, пере-

битыя и перемешанный одна съ другой. И

что же? Тй строфы этой оды, въ которыхъ

пробдескиваетъ первая идея, столько испол­

нены поэзш и мысли, сколько строфы, вы-

ражающщ вторую мысль, прозаичны и по­

верхностны. Говоря о прекрасных* местах*

оды «Безсмерйе Души», нельзя не указать

на 8, 17, 18 и 19 строфы.

Зато нЬкоторыя изъ одъ духовнаго и

нравственнаго содержант поражают* нево­

образимыми странностями. Ето бы, напри­

мер*, подумали, что вогь эти стихи—Дер­

жавина, а не Тредъяковскаго:

Какъ птица въ мгл* унывна,

Оставлена на зд*

(на кровлгъ),

Иль схохленна, пустынна

Сидяща на гн*зд*.

Въ нощи, въ л*су, въ трущоб*,

Лш стенаньемъ гулъ.

А между тЬмъ это действительно стихи Дер­

жавина изъ оды «Сйтованье», начинающейся

стихами:

Услышь, Творецъ, моленье

И вопль моей души!

Но огромная поэма, а не ода «Целеше Саула»

представляетъ собой примерь особенной не­

стройности. Она состоитъ болГе, чймъ изъ

400 стиховъ, которые все въ роде следую-

щихъ:

Внимаетъ песнь монархъ: но сила зву-

ковъ, словъ

Такъ отъ него скользить, какъ лучъ отъ

холма

льдяна;

СнЪдаетъ грусть его, мысль черная,

пе­

чальна,

П*вецъ то зритъ—и взявъ другихъ строй

голосовъ,

Поетъ ужъ хоромъ вс*мъ, но сонно, по-

лутонно,

Смятенью тартара, душ* смятенной сходно.

К кто бы могь думать, чтобъ за такими сти­

хами следовали вотъ каше:

На пустыхъ высотахъ, на зыбяхъ Болай духъ

Искони до в*ковъ въ тихой тьмЪ возносился,

Какъ орелъ надъ яйцомъ, подъ зародышемъ

вкругъ

Тварей всехъ теплотой, такъ крылами гнез­

дился.

Огнь, земля и вода, и весь воздухъ въ борьб*

Межъ собой, внутрь и вне, безпрестанно

сражались,

Й лишь жизнь темъ они всемъ являли

вь себе,

Что тамъ стукъ, а тамъ трескъ, а тамъ блескъ

прорывались;

Громъ на громъ въ вышине, гулъ на гулъ

въ глубине,

Какъ катясь, какъ вратясь, даль и близъ

оглушали;

Бездны безднъ, хляби хлябь, колебавъ въ

тишине

Безъ устройствъ естество, ужасъ, мракъ

представляли.

Впрочемъ, эти стихи, прекрасные и сильные,

несмотря на свою грубую отделку, суть един­

ственный сазисъ въ песчаной пустыне этой

поэмы.

Ода «Богъ» считалась лучшей не только

изъ одъ духовнаго и нравственнаго содер-

жашя, но и вообще лучшей изъ всехъ одъ

Державина. Самъ поэтъ быдъ такого же

мненш. Еакимъ мистическимъ уважетемъ

пользовалась въ старину эта ода, можетъ слу­

жить доказательствомъ нелепая сказка, ко­

торую каждый изъ насъ сдышадъ въ дет­

стве, будто ода «Богъ» переведена даже на

китайешй языкъ и, вышитая шелками на

щите, поставлена надъ кроватью богдыхана.

Ж действительно, это одна изъ замечатель-

нейшихъ одъ Державина, хотя у него есть

много одъ и высшаго сравнительно съ ней.

достоинства.

Изъ одъ Державина нравственно-фило-

софскаго содержания особенно замечательны

сатирически* оды— «Вельможа» и «На счастье».

При разсматриваши первой должно забыть

эстетически* требованш нашего времени и

смотреть на нее, какъ на произведете с в о-

е г о времени; тогда эта ода будетъ пре-

краснымъ произведешемъ, несмотря на ея

риторичесше пршмы. Первый восемь строфъ.

просто превосходны, особенно вотъ эти:

Кумиръ, поставленный въ позоръ,

Несмысленную чернь шгЬняетъ;

Но коль художниковъ въ немъ взоръ

Прямыхъ красотъ не ощущаетъ:

Се образъ ложныя молвы,

Се глыба грязи позлащенной!

И вы безъ благости душевной

Не вс* ль, вельможи, таковы?

Не перлы персюе на васъ

И не бразильски зв’Ьзды—ясны:

Для возлюбившихъ правду глазъ

Лишь доброд*тели прекрасны,—

Он* суть смертныхъ похвала.

Калигула, твой конь въ сенат*

Не могь шять, сшя въ злат*:

Сшютъ добрыя д*ла!

Оселъ всегда останется осломъ„

Хотя осыпь его зв*здами:

Гд* должно д*йствовать умомъ,

Онъ только хлопаетъ ушами.

О, тщетно счастш рука,

Против* естественнаго чина,

Безумца рядитъ въ господина,

Или въ шумиху дурака.

Какихъ ни вымышляй пружинь,.

Чтобъ мужу бую умудриться,

Не

можно BfeKb носить личинъ,

И истина должна открыться.

Когда не свергъ въ бояхъ, въ судахъг

Въ сов'Ьтахъ царскихъ сопостатовъ:

Всякъ думаетъ, что я Чупятовъ

Въ мароккскихъ лентахъ и зв*здахъ.

Оставя скипетръ, тронъ, чертогъ,

Вывъ странникомъ въ пыли и въ пот*у

ВеликШ Петръ, какъ н*ю.й

Вогь,

Блисталъ величествомъ въ работ*:

Почтенъ и въ рубищ* герой!

Екатерина въ низкой дол*,