105
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ
1 0 6
гамъ «большого света». Вс'Ь они отличают
ся со стороны высгпаго къ низшему— ве
личаво или лукаво насм’Ьтливымъ взгля-
домъ; а со стороны низшаго къ высшему—
досадой обиженнаго самолю'ы, впрочемъ,
ут'Ьшающаго себя тЬмъ, что и мы-де не от-
станемъ отт. другихъ и постоимъ за себя
въ хорошемъ топе. Хороийй тонъ это—точ
ка помешательства для петербургскаго жи
теля. Последшй чиновникъ, получаютщй не
бол-Ье семисотъ рублей жалованья, ради хо-
рошаго тона отпускаетъ при случае иска
женную французскую фразу— единственную,
какую удалось ему затвердить изъ «Само
учителя*; изъ хорошаго тона опъ одевает
ся всегда у порядочнаго портного и носитъ
на рукахъ хотя и засаленный, но желтыя
перчатки. Девицы даже низшихъ классовъ
ужасно любятъ ввернуть въ безграмотной
русской записке безграмотную французскую
фразу, — и если вамъ понадобится писать
къ такой девице, то ничемъ вы ей такъ не
польстите, какъ смешешемъ нижегородскаго
съ французскимъ: этимъ вы ей покажете,
что считаете ее дЬвицей образованной и
«хорошаго тона». Любятъ онетакже и стиш
ки, особенно изъ водевильныхъ куплетовъ;
но некоторый возвышаются своимъ вку-
сомъ даже до поэзш Бенедиктова, — и это
девица самыхъ аристократическихъ, са-
мыхъ бонтонныхъ ■круговъ чиновническаго
сословия. Видите ли: Петербурга во всемъ
себе веренъ; онъ стремится къ высшей
форме обществеянаго быта... Не такова въ
этомъ отношены Москва. В ъ ней даже боль
шой света имееть свой особенный харак
т ер а Но кто не принадлежит. къ нему,
тотъ о немъ и не заботится, будучи весь
логруженъ въ сферу собственнаго сословш.
Ядро коренного московскаго народонасе
лении составляетъ купечество. Девять це-
сятыхъ этого многочисленнаго сословш но
сата православную, отъ предковъ заве
щанную бороду, длиннополый сюртукъ си-
няго сукна и ботфорты съ кисточкой, скры-
вающщ въ себе оконечности плисовыхъ или
суконныхъ брюкъ; одна десятая позволяетъ
себе брить бороду и, но одежде, по образу
жизни, вообще во в н е ш н о с т и , походить
на разночинцевъ и даже дворянъ средней
руки. Сколько старинныхъ вельможескихъ
домовъ перешло теперь въ собственность
купечества! И вообще эти огромныя здашя,
памятники уже отжившихъ свой векъ нра-
вовъ и обычаевъ, почти все безъ исклю
чены превратились или въ казенный учеб
ный заведены, или, какъ мы уже сказали,
поступили въ собственность богатаго купе
чества. Какъ расположилось и какъ живетъ
въ этихъ палатахъ и дворцахъ «поштенное»
купечество,—объ этомъ любопытные могутъ
справиться между лрочимъ въ повести
Вельтмана «ПрйзжШ изъ уезда, или сума
тоха въ столице». Но не въ однехъ кня-
жескихъ и графскихъ палатахъ, — хороши
также эти купцы и въ дорогнхъ каретахъ
и коляскахъ, которыя вихремъ несутся на
превосходныхъ лошадяхъ, блисгающихъ са
мой дорогой сбруей: въ экипаже сидитъ
«поштенная» и весьма довольная собой бо
рода; возле нея помещается плотная и объ
емистая масса ея дражайшей половины, раз
беленная, разрумяненная, обремененная жем
чугами, иногда съ платкомъ на голове и
съ косичками отъ висковъ, но чаще въ
шляпке съ перьями (прекрасный полъ даже
и въ купечестве далеко обогналъ мужчянъ
на пути европеизма!), а на запягкахъ стоить
сиделецъ въ длинноподомъ жидовскомъ сюр
туке, въ рыжихъ сапогахъ съ кисточками,
пуховой шляпе и въ зеленыхъ перчаткахъ...
Проходяице мимо купцы средней руки и
мещане съ удовольствымъ пощодкиваютъ
нзыкомъ, смотря на лихихъ коней, и гордо
приговариваюта: «Вишь, какъ яаши-то!»,
а дворяне, смотря изъ оконъ, съ досадой
думаютъ: «мужикъ проклятый, развалился,
какъ и Бога знаетъ кто!»... Для русскаго
купца, особенно москвича, толстая стати
стая лошадь и толстая статистая жена—
первыя блага въ жизни... В ъ Москве по
всюду встречаете вы купцовь, и все показы-
ваетъ вамъ, что Москва по преимуществу
городъ купеческаго сословы. Ими наееленъ
Китай-городъ; они исключительно завладели
Замоскворечьемъ, и ими же кишатъ даже
самыя аристократическы улицы и мЬста въ
Москве, каковы— Тверская, Тверской буль-
варъ, Пречистенка, Остоженка, Арбатская,
Поварская, Мясницкая и другы улицы.
Базисомъ этому многочисленному сословш
въ Москве служить еще многочисленнейшее
сословы: это— мещанство, которое создало
себе какой-то особенный костюмъ изъ
па-
цшнальнаго русскаго и изъ басурмаискаго
немецкаго, гдЬ неизбежно красуются зеле-
ныя перчатки, пуховая шляпа или картузъ
такого устройства, въ которомъ равно изу
родованы и опошлены и русскш, и ино
странный типы головной мужской одежды;
выростковые сапоги, въ которыхъ прячутся
нанковые или суконные штанишки; сверху
что-то среднее между долгополымъ жидов-
скимъ сюртукомъ и кучерскимъ кафтаномъ;
красная александрШская или ситцевая ру
баха съ косымъ воротомъ, а на шее гряз
ный пестрый платокъ. Прекрасная половин»
этого сословы представляетъ своимъ костю-
момъ такое же дикое смешены русской
одежды съ европейской: мещанки ходить
большей частью (кроме ужъ самыхъ бедныхъ)
въ платьяхъ и шаляхъ порядочныхъ жен-