Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  437 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 437 / 734 Next Page
Page Background

99

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВМШ1СКАГО.

1 0 0

или Петербургъ имйетъ необъятно-великое

значеше для Россш. Что-нибудь одно: или

новое образована Россш, какъ ложное и

призрачное, скоро исчезнетъ совсймъ, не

оставивъ по себй и слйда, или Россш на­

всегда и безвозвратно оторвана отъ своего

проптедшаго. Въ первомъ случай, разумеет­

ся, Петербургъ—случайное и эфемерное по­

рождена эпохи, принявшей ошибочное на­

правлен^, — грибъ, который въ одну ночь

выросъ и въ одинъ день высохъ; во вто-

ромъ случай Петербургъ есть необходимое

и вйковйчное явлеше, величественный и

крйпюй дубъ, который сосредоточитъ въ се­

бй вей жизненные соки Россш. Нйкоторые

доморощенные политики, считающш себя

удивительно глубокомысленными, думаютъ,

что такъ какъ де Петербургъ явился непо­

средственно, выросъ и расширился не вй-

чами, а обязанъ своимъ существовашемъ

в

>лй одного человйка, то другой человйкъ,

имйюнцй власть свыше, также можетъ оста­

вить его, выстроить себй новый городъ на

другомъ концй Россш: мнйше крайне дйт-

ское! Т а т я дйла не такъ легко затйваются

и исполняются. Былъ человйкъ, который

имйлъ не только власть, но и силу сотво­

рить чудо, и былъ мигъ, когда эта сила

могла проявиться въ такомъ чудй, — и по­

тому для новаго чуда въ этомъ родй потре­

буется опять два условш: не только чело­

вйкъ, но и мигъ. Произволъ не произво­

дить ничего великаго: великое исходить

изъ разумной необходимости, слйдовательно,

отъ Бога. Произволъ не состроить въ ко­

роткое время великаго города: произволъ

можетъ выстроить развй только в а в и л о н ­

с к у ю б ашню , слйдствшмъ которой будетъ

не возрождеше страны къ великому буду­

щему, а р а з д й л е н ! е я з ы к о в ъ . Го­

раздо легче сказать — оставить Петербургъ,

чймъ сдйлать это: языкъ безъ костей, по

русской пословицй, и можетъ говорить, что

ему угодно; но дйло не то, чтб пустое сло­

во. Только господамъ Маниловымъ легко

строить въ своей праздной фантазш мо­

сты черезъ пруды, съ лавками по обйимъ

сторонамъ.

Иностранецъ Альгаротти сназалъ: «Пе­

тербургъ есть окно, черезъ которое Россш

смотригъ на Европу», — счастливое выра-

жеше, въ немногихъ словахъ удачно схва­

тившее великую мысль! И вотъ въ чемъ

заключается твердое основаше Петербурга,

а не въ сваяхъ, на которыхъ онъ построенъ,

и еъ которыхъ его не такъ-то легко сдви­

нуть! Вотъ въ чемъ его идея и, слйдова­

тельно, его великое значеше, его святое

право на вйковйчное существоваше! Гово­

рить, что Петербургъ вы|

а

каетъ собою

только внйпшй европеизмъ. Подожимъ, что

и такъ; но при развитие России, совершенно

протпвоположномъ европейскому, т. е. при

развитая сверху внизъ, а не снизу вверхъ,

в н е ш н о с т ь имйетъ гораздо высшее зна­

чеше, большую важность, нежели какъ ду­

маютъ. Что вы видите въ поэзш Ломоно­

сова? — одну внйшность, руссшя слова,

втиснутыя въ латинско-нймецкую конструк­

цию; выпненыя мысли, какихъ и признака

не было въ обществй, среди котораго и для

котораго писалъ Ломоносовъ свои ритори­

ческие стихи! И однако жъ Ломоносова не

безъ основашя называютъ отцомъ русской

поэзш, которая тоже не безъ основашя гор­

дится, напримйръ, хоть такимъ поэтомъ,

какъ Пушкинъ. Нужно ли доказывать, что

если бы у насъ не было з а в е д е н о этой

мертвой, подражательной, чисто внйшней

поэзш,—то не родилась бы у насъ и живая,

оригинальная и самобытная поэзш Пушки­

на? Нйтъ, это и безъ доказательствъ ясно,

какъ день Божий Итакъ, иногда и в н й ш ­

н о с т ь чего нибудь да стбитъ. Скажемъ бо-

лйе: внйшнее иногда влечетъ за собой

внутреннее. Положимъ, что надйть фракъ

или сюртукъ, вмйсто овчиннаго тулупа, си-

няго армяка или смураго кафтана, еще не

значить сдйлаться евроиейцемъ; но отъ

чего же у насъ, въ Росши, и учатся чему-

нибудь, и занимаются чтешемъ, и обнару­

живаясь и любовь, и вкусъ къ изящнымъ

искусствамъ только люди, одйваюпцеся по-

европейски? Что ни говорите, а даже, и

фракъ съ сюртукомъ—-предметы, кажется,

совершенно в и й ш и 1е, не мало дййствуютъ

на в н у т р е н н е е благообразш человйка.

Петръ Велигай это понималъ, и отсюда его

гонеше на бороды, охабни, т е р л и к и , щ а и-

к и-м у р м о л к и и вей другш завйтныя при­

надлежности московитскаго туалета.

Есть мудрые люди, которые презираютъ

веймъ внйшнимъ; имъ давай идею, лю­

бо в ь , д у х ъ , а на факты, на мфъ практи­

чески, на будничную сторону жизни они

не хотятъ и смотрйть. Есть другш мудрые

люди, которые, кромй фактовъ и дйла, ни

о чемъ знать не хотятъ, а въ и д е й и

д у х й видятъ однй мечты. Первые изъ

нихъ за особенную честь поставляютъ себй

слушать съ презрительнымъ видомъ, когда

при нихъ говорить о желйзной дорогй. Эти

средства къ возвышешю нравственнаго до­

стоинства страны имъ кажутся и ложными,

и ничтожными; они всего ждутъ отъ чуда

и думаютъ, что образоваше въ одно пре­

красное утро свалится прямо съ неба, а

народъ возьметъ на себя трудъ только

поднять его, да проглотить, не жевавши.

Мудрецы этого разряда давно уже осла­

влены именемъ р о м а н т и к о в ъ . Мудрецы

второго разряда снять и видятъ шоссе,