ю з
СОЧИНЕНШ
В. Г.
БЪЛИНСКАГО.
104
шись, петербуржецъ хочетъ тотчасъ же знать,
что дается сегодня на театрахъ, н'Ьтъ ли
концерта, скачки, гулянья съ музыкой; сло-
вомъ, хочетъ знать все, что составляетъ
сферу его удовольствШ и разсЬянШ, — а
для этого ему стоить только протянуть ру
ку къ столу, если онъ получаетъ все эти
изв’Ьстительныя изданш, или забежать въ
первую попавшуюся кондитерскую. Въ Мо
сква мнопе подписчики на «Московских
Ведомости», выходящш три раза въ не
делю (по вторниками, четвергами и суббо
тами), посылаютъ за ними только по суббо
тами и получаютъ вдругъ три номера. Оно
и удобно: поди праздники есть свободное
время заняться новостями всего мща...
Кроме того, по неим1шш городской почты
и разсыльныхъ, надо посылать своего чело
века въ контору университетской типогра-
фш, а это не для веякаго удо'бно и не для
всехъ даже возможно. Для петербуржца
заглянуть каждый день въ «Пчелу»
или
«Инвалиды. — такая же необходимость, та
кой же о бы ч а й, какъ напиться по-утру
чаю... Въ противоположность ЖосквЬ, огром
ные дома въ Петербурге днемъ не затво
ряются и доступны черезъ ворота и черезъ
двери; ночью у вороти всегда можно найти
дворника или вызвать его звинкомъ, сле
довательно, всегда можно попасть въ домъ,
въ который вами непременно нужно по
пасть. У дверей каждой квартиры видна
ручка звонка, а на многихъ дверяхъ не
только нумеръ, но и медная или железная
дощечка съ именемъ занимающаго кварти
ру. Хотя въ Москве улицы не длинны,
каждая носить особенное названш и почти
въ каждой есть церковь, а иногда еще и не
одна, почему легко бы, казалось, отыскать
кого нужно, если знаешь адресъ; однако жъ,
отыскивать тамъ—истинное мучеше, если въ
доме есть не одинъ жидецъ. Обыкновенно
входите вы тамъ на довольно большой дворъ,
на которомъ, кроме собаки или собакъ, ни
одного живого существа; спросить некого,
надо стучаться въ двери съ вопросомъ: не
здесь ли живет. такой-то, потому что въ
Москве дворники редки, а звонки еще и
того реже. Нетъ никакой возможности хо
дить по московскими улицами, который узки,
кривы и наполнены проезжающими. Надо
быть москвичемъ, чтобы уметь смело хо
дить по ними, такъ же, какъ надо быть
парнжаниномъ, чтобы, ходя по Парижу, не
пачкаться на его грязныхъ улицахъ. Впро-
чемъ, сами москвичи ходить не любятъ; огь
того извозчиками въ Москве много работы.
Извозчики тамъ дешевы, но на пдохихъ
дрожкахъ и преокверныхъ саняхъ; дрожки
везде скверны по самому ихъ устройству;
это просто орудш пытки для допроса обви-
ненныхъ; но саней плохихъ въ Петербур
ге
не бываетъ: здесь самыя скверныя са-
нишки сделаны на манеръ будто бы хоро-
шнхъ и покрыты полостью изъ теленка,
похожаго на медведя, а полость покрыта
чемъ-то въ роде сукна. Въ Петербурге никто
не сели бы на сани безъ медведя!... Виро-
чемъ, въ Петербурге мало ездятъ, больше
ходятъ: оно и здорово, ибо дзиженш есть
лучшее и при томи самое дешедоэ сред
ство противъ геморроя, да при томъ же
въ Петербурге удобно ходить: сори и косо-
горовъ неть, все ровно и гладко, тротуары
изъ плитняка, а инде и изъ гранита, ши
роте, ровные и во всякое время года чистые,
какъ полы.
Чтобы ближе познакомиться зъ обеими
нашими столицами, сравнимъ между собою
ихъ народонаселеше.
Высшее сословш или высийй круги обще
ства во всехъ городахъ въ шре соста
вляет. собою нечто исключительное. Боль
шой свети въ Петербурге еще более,
чемъ где-нибудь, есть истинная te rr a in
co g n ita для всехъ, кто не пользуется въ
немъ правомъ гражданства; это городъ
въ городе, государство въ государстве.
Непосвященные въ его таинства смотрятъ
на него издалека, на почтитедьномъ раз-
стояши, смотрятъ на него сь завистью и
томленхемъ, съ какими путники, заблудив-
ппйся въ песчаной степи Аравш, емотритъ
на миражи, представляющейся ему цвёту-
щчмъ оазисомъ; но недоступный для нихъ
рай большого света, стрегомый булавой
швейцара и толпой офищантовъ, разодб-
тыхъ маркизами ХУШ века, даже и не
смотрит, на этихъ чающихъ для себя дви-
жешя райской воды. Люди раздичныхъ
слоевъ средняго сосдовш, отъ высшаго до
низшаго, съ напряженными внимашемъ при
слушиваются къ отдаленному и непонят
ному для нихъ гулу большого света и по-
своему тодкуютъ долетающих до ихъ ушей
анекдоты, искаженные ихъ простодуниемъ.
Сдовомъ, они такъ заботятся о большомъ
свете, какъ будто безъ него не могутъ ды
шать. Не довольствуясь агимг., они иво
всехъ силъ бьются, бедные, передразни
вать быть большого евЬта, и—a force de
fo rg e r—достигают, до сладостной самоуве
ренности, что и они—тоже большой свети.
Конечно, настоящей большой свети очень
бы добродушно разсмеялся, если бъ узяалъ
объ этихъ безчисденныхъ претеядентахъ
на близкое родство съ ними; но отъ это
го теми не менее страсть считать себя при
надлежащими или прикосновенными къ боль
шому свету доходить въ среднихъ сосло-
вшхъ Петербурга до изступлешя. Поэтому
въ Петербурге счету нетъ различными кр'