75
СОЧИНЕНШ В . Г. БЪЛИНСКАГО.
76
-
доЕательно былъ слигакомъ внйшеыъ, и по
тому не могъ
ем
Ь
гь
слишкомъ сильныхъ
и
опасныхъ враговъ. Эти враги были больше
см’Ьшны, нежели страшны,
и
для нихъ ну-
зкенъ былъ не свистяннй бичъ ювеналовской
сатирьт, а легкая лоза насм'Ъшки и иронш.
Ж въ этомъ отношенш сатиры Кантемира
были именно такими, какш тогда были
нужны и могли быть полезны. Первая са
тира, «На хулящихъ учете», особенно бо
гата смешными чертами и верными сним
ками съ общества того времени. Поэтъ
д'Ьлаетъ обращеню къ уму своему, прося его
не понуждать его рукъ къ перу. Можно, го
ворить поэтъ, и не писавши достичь славы:
вйдь въ нашъ в'Ькъ къ ней ведутъ мнопе
пути; а изъ нихъ самый трудный и невы
годный —тотъ, «что босы нроклали девять
сестеръ».
....................... Кто надъ столомъ гнется,
Пяля на книгу глаза, большихъ не добьется
Палатъ, ни расцв'Ьченна’мраморами саду;
Овцы не прибавить онъ къ отцовскому стаду.
Правда, въ нашемъ молодомъ монархе *) на
дежда
Всходить музамъ не мала: со стыдомъ не-
в’Ьжда
БЪжитъ его. Аполлонъ славы въ немъ защиту
Своей не слабу почулъ, чтяща свою свиту
Виде.лъ его самого, и во всемъ обильно
Тщится множить жителей Парнасскпхъ онъ
сильно:
Но та бпда, многм въ цари похваляютъ
За страхъ то, что въ подданнолп дерзко осуж-
даютъ.
Какъ ловко 'выражена мысль двухъ по-
слЪднихъ стиховъ! За ними сл'Ьдуетъ рядъ
картинъ тогдашняго общества, написанныхъ
мастерской кистью. Поэтъ заставляетъ не-
В'Ьждъ, подъ
вымышленными имбками, го
ворить филиппики противъ просвйщенш.
И каждый изъ этихъ антагонистовъ свЬта
Божш высказывается сообразно своему ха
рактеру, и ни одинъ изъ нихъ не повто-
ряетъ другого.
„Расколы и ереси наукъ суть д-Ьти,
Больше вретъ, кому далось больше разумели,
Приходить въ безболае, кто надъ книгой таетъ“,
Критонъ съ чотками въ рукахъ ворчитъ и взды-
хаетъ,
И
проситъ свята душа съ горькими слезами
Смотрготь, сколь спмя наукъ вредно между
нами:
„Дети наши, что предъ темъ тихи и покорны
Праотческимъ шли слЪдомъ, къ Божьей про
ворны
Служб'Ь,
съ страхомъ слушая, что сами не
знали,
*)
Поэтъ говорить о Петре Второмъ, кото
рому тогда было четырнадцать л4тъ. Онъ въ
детстве съ особенной ревностью учился, а впо
следствии подтвердилъ данныя его предше
ственниками привилегии Академш наукъ и на-
значилъ ея членамъ и даже чиповвикамъ по
стоянные оклады.
Теперь, къ церкви соблазну, Ниблгю честь сталг
„
Толкуютъ, всему хотятъ знать поводъ, причину,
Мало веры подая священному чину;
Потеряли добрый нравъ, забыли пить квасу,
Не прибьешь ихъ палкою къ соленому мясу;
Уже свечекъ не кладутъ, постныхъ дней не
знаютъ,
Игре,кую въ церковныхъ власть рукахъ лишну
чаютъ,
Шепча, что
тгъмь, что мгрной жизни ужъ от~
стали,
Помтстья и вотчины весьма не пристали
“.
Оильванъ другую вину наукамъ находить:
„Ученье, говорить, намъ голодъ наводить;
Живали мы прежъ сего, не зная латыне, ‘
Гораздо обильнее, чемъ яшвемъ мы ныне. ,
Гораздо въ невежестве больше хлеба жали,
Перенявъ чужой языкъ, свой хлебъ потеряли..
Буле речь моя слаба, буде нетъ въ ней чипур.
Ни связи, должно ль о томъ туясить дворянину.
Доводъ, порядокъ въ словахъ, подлыхъ то есть
д е л о ;
Знатнымъ полно подтверждать, иль отрицать
смело.
Съ ума сошелъ, кто души силу и пределы
Испытаетъ, кто въ поту томится дни целы,
Чтобъ строй мьра и вещей выведать премегу
Иль причину; глупо онъ лепить горохъ въ.
стену.
Приростетъ ли мне съ того день къ жизни иль
въ ящикъ
Хоть грошъ? могу, ль чрёзъ то узнать, чтб при-
казчикъ,
Чтб дворецюй крадетъ въ годъ? какъ приба
вить воду
Въ мой прудъ? какъ бочекъ число съ виннаго
заводу?
Не умнее, кто глаза, полонъ безпокойства,
Коптитъ, печась при огне, чтобъ вызвать рудъ
свойства;
Ведь не теперь мы твердимъ, что буки, что
веди;
Можно знать различье злата, сребра, меди.
Травъ, болезней зн а т е—все то голы враки;
Глава ль болитъ? тому врачъ ищетъ въ руке
знаки;
Всему въ насъ виновна .кровь, будетъ ему веру
Пять хощешь. Слабеемъ ли?—кровь тихо чрез-
меру
Течетъ; если спешно —жаръ въ теле ответь
смело
Даетъ,
хотя внутрь никто видгълъ живо ттло.
А пока въ басняхъ такихъ время онъ прово
дить,
Лучпий сокъ изъ нашего мешка въ его вхо
дить.
Къ чему звездъ течете числить, и ни къ делу,
Ни кстати за однимъ ночь пятномъ не спать
щЬлу?
За любопытствомъ однимъ лишиться покою,
Ища—солнце ль движется, или мы съ землею?
Въ' часовнике можно честь на всятй день года
Число месяца и часъ солнечнаго всхода.
Землю въ четверти дплить безъ Эвклида смы-
слимъ;
Сколько котъекъ въ рублп, безъ алгебрысчислимъ,.
Румяный, трижды рыгнувъ,
Лука иодпеваетъ:
„Наука содружество людей разрушаетъ;
Люди мы къ сообществу Божья тварь стали
Не въ нашу пользу одну смысла даръ прьяли:
Что же пользы иному, когда я запруся
Въ чуланъ, для мертвыхъ друзей живущих!*
лишуся?
Когда все содружество, вся моя ватага
Будетъ чернило, перо, песокъ да бумага?