Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  429 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 429 / 734 Next Page
Page Background

83

СОЧИНЕНШ

в.

Повторяемв: такш мысли о воспитания и

теперь скорее новы, нежели стары.

Восьмая сатира, «На безстыдну нахаль-

чивость», написанная въ 1739 году въ Па­

риж!;, заключаете въ себ:Ь понятщ сатирика

о скромности. Онъ говорите о томъ, какъ

- осторожно пишете свои стихи, не ленится

ихъ «херить», прячете на долго въ ящикъ

и, сбираясь печатать, выправляете,

Стыдливымъ, боязливымъ и всегда собою

Недовольнымъ быть во мнЪ природы рукою

Вменено, иль отеческимъ сОвЪтомъ изъ детства.

Въ параллель себ'Ь, сатирикъ противопо­

ставляете людей наглыхъ и безстыдныхъ.—

Кантемиръ началъ, было, и девятую сатиру,

но за болезнью не могъ ее написать.

Мелкш стихотворенш Кантемира любо­

пытны, но не столько, какъ поэтическш

произведенш, сколько какъ произведешя

человека съ умомъ и сердцемъ. Если хоти­

те, в ь нихъ есть своя гармонш, свой ритмъ,

замЬтна поэтическая или, лучше сказать,

стихотворческая замашка;, но поэзш мало.

Кантемиръ писалъ пйсни, басни и эпиграм­

мы. Пйсни его разделяются на любовный и

на нравственный. Первыя остались не на-

печатанныя и, вероятно, погибли для по­

томства, — что очень жаль, потому что, по

словамъ самого Кантемира, они имйли боль­

шой успЪхъ: онъ самъ говорить въ чет­

вертой сатпр'Ь:

Довольно моихъ поютъ песней и девицы

Чистыя, и отроки, копхъ отъ денницы

До другой невидимо колетъ любви жало.

А въ прим'Ьчаши къ этимъ стихамъ ска­

зано: «сатирикъ сочинилъ мноия п'Ьсни, ко­

торый въ Росши и понынЬ поются». Кан­

темиръ какъ бы раскаивается въ этихъ

пйсняхъ, какъ въ гр^хй своей юности;

въ этой же сатирЬ онъ говорите:

Любовны п'Ьсни писать, я чаю, тгЬхъ дело,

Коихъ столько умъ не спЪлъ, сколько слабо

тело.

Вотъ образчикъ нравственныхъ пКсенъ

Кантемира:

Видишь, Никита, какъ крылато племя

Ни землю пашетъ, ни жнетъ, ниже сЪетъ;

Отъ руки вышней однакъ въ свое время

Пищу довольну, жизнь продлить, им’Ьетъ.

Лилеи въ полЪ, какъ зришь, многоцветной

Ни прядетъ, ни тчетъ; царь мудрый Сюна

Однако въ славе своей столь приметной

Не имелъ одежды. Ты голосъ закона,

Въ сердцахъ природа кой отъ векъ вложила,

И Вогъ во плоти подтвердить, внушая,

Ч

то

честно, благо, пусть того лишь сила

Тобой владеетъ, злости убегая, и пр.

И зъ этого отрывка достаточно видно, что

преобладающее направлен!е Кантемира было

не поэтическое, а дидактическое, и что

г.

вълинскаго

.

84

трудность выражаться на язык’Ь, не только

необработанномъ, даже не тронутомъ, много

м'Ьшала ясности и красотЪ его слога. Басни

Кантемира интересны, какъ первые опыты

въ этомъ родЬ—не самаго автора, а русска-

го азыка. ' Ихъ, впрочемъ, немного — всего

шесть. Изъ девяти эпиграммъ выпишемъ

»одну для образчика.

На что Друзъ Лиду беретъ?—-Дряхла ужъ и

седа,

Съ трудомъ ножку воробья сгрызетъ въ пол-

обеда.

Къ старине охотникъ Друзъ, въ томъ забаву

ставитъ:

Лидой медалей чнсло собранныхъ прибавить.

Наконецъ, къ числу стихотворческихъ

трудовъ Кантемира принадлежать еще «Де­

сять Писемъ Горащевыхъ», стихами безъ

риемъ, съ приложешемъ письма о русскомъ

стихосложенш, подъ вымышленнымъ име-

немъ Мдкетина, «Оды Анакреонтовы» (были

ли напечатаны, когда и гд4, или не были

напечатаны — неизвестно).

Сверхъ того,

Кантемиръ предупредить Ломоносова въ

нам'Ьреши — воспеть въ эпической поэме

подвиги Петра Великаго: поэма Ломоно­

сова называлась «Петршдой*, Кантемира—

«Петреидой» и, подобно первой, не была

кончена. *)

Вс’Ь эти стихотворные, равно какъ и

нрозаичесте труды Кантемира очень важ­

ны, какъ первые опыты, которые должны

были и другихъ подвигнуть къ литератур­

ной деятельности; важны они еще и какъ

первый памятникъ тяжелой борьбы умнаго,

ученаго и даровитаго писателя съ трудно­

стями языка, не только не разработаннаго,

но и нетронутаго, подобно нолю, которое,

кроме дикихъ самородныхъ травъ, ничего

не произращало. Перо Кантемира было

1) Труды Кантемира въ проз* были слЪдую-

гцю: 1)

Разговоры о множества, мгровъ, соч-

Фонтенелла,

перев. съ франц. Санктпетербургъ;

три изданш (когда вышло первое издаше, не­

известно-, второе — въ 1761, третье —въ 1802);

оставшиеся въ рукописи: 2)

Юстинова исторгя;

3)

Еорнелт Еепотъ;

4)

Еевита таблица;

5)

Письма Персидскгя Монтескье;

6)

Епиктетово

нравоученге;

7)

Итальянскге разговоры Алге-

ротти о свктп

Все эти переводы интересны,

какъ живой памятникъ первой борьбы русскаго

языка съ европейскими идеями, и какъ факты

исторш русскаго языка. Сверхъ того, осталось

въ рукописи сочинеше Кантемира:

Руководство

къ Алгебрт,

и никогда не были обнародованы

его дипломатическая изъ Лондона и Парижа

реляцш, письма, замечания, вероятно, очень лю­

бопытный не въ одномъ литературномъ отноше­

нии. Изъ напечатанныхъ его сочинетй известно

еще:

Сильфотя или соглате на боговдохновен­

ную книгу псалмовъ царя и пророка Давида

(Спб. 1727, второе издаше 1821). Это сводъ

всехъ стиховъ псалтыря, по азбучному по

рядку, для удобнейшаго пршскащя текстов!..