83
СОЧИНЕНШ
в.
Повторяемв: такш мысли о воспитания и
теперь скорее новы, нежели стары.
Восьмая сатира, «На безстыдну нахаль-
чивость», написанная въ 1739 году въ Па
риж!;, заключаете въ себ:Ь понятщ сатирика
о скромности. Онъ говорите о томъ, какъ
- осторожно пишете свои стихи, не ленится
ихъ «херить», прячете на долго въ ящикъ
и, сбираясь печатать, выправляете,
Стыдливымъ, боязливымъ и всегда собою
Недовольнымъ быть во мнЪ природы рукою
Вменено, иль отеческимъ сОвЪтомъ изъ детства.
Въ параллель себ'Ь, сатирикъ противопо
ставляете людей наглыхъ и безстыдныхъ.—
Кантемиръ началъ, было, и девятую сатиру,
но за болезнью не могъ ее написать.
Мелкш стихотворенш Кантемира любо
пытны, но не столько, какъ поэтическш
произведенш, сколько какъ произведешя
человека съ умомъ и сердцемъ. Если хоти
те, в ь нихъ есть своя гармонш, свой ритмъ,
замЬтна поэтическая или, лучше сказать,
стихотворческая замашка;, но поэзш мало.
Кантемиръ писалъ пйсни, басни и эпиграм
мы. Пйсни его разделяются на любовный и
на нравственный. Первыя остались не на-
печатанныя и, вероятно, погибли для по
томства, — что очень жаль, потому что, по
словамъ самого Кантемира, они имйли боль
шой успЪхъ: онъ самъ говорить въ чет
вертой сатпр'Ь:
Довольно моихъ поютъ песней и девицы
Чистыя, и отроки, копхъ отъ денницы
До другой невидимо колетъ любви жало.
А въ прим'Ьчаши къ этимъ стихамъ ска
зано: «сатирикъ сочинилъ мноия п'Ьсни, ко
торый въ Росши и понынЬ поются». Кан
темиръ какъ бы раскаивается въ этихъ
пйсняхъ, какъ въ гр^хй своей юности;
въ этой же сатирЬ онъ говорите:
Любовны п'Ьсни писать, я чаю, тгЬхъ дело,
Коихъ столько умъ не спЪлъ, сколько слабо
тело.
Вотъ образчикъ нравственныхъ пКсенъ
Кантемира:
Видишь, Никита, какъ крылато племя
Ни землю пашетъ, ни жнетъ, ниже сЪетъ;
Отъ руки вышней однакъ въ свое время
Пищу довольну, жизнь продлить, им’Ьетъ.
Лилеи въ полЪ, какъ зришь, многоцветной
Ни прядетъ, ни тчетъ; царь мудрый Сюна
Однако въ славе своей столь приметной
Не имелъ одежды. Ты голосъ закона,
Въ сердцахъ природа кой отъ векъ вложила,
И Вогъ во плоти подтвердить, внушая,
Ч
то
честно, благо, пусть того лишь сила
Тобой владеетъ, злости убегая, и пр.
И зъ этого отрывка достаточно видно, что
преобладающее направлен!е Кантемира было
не поэтическое, а дидактическое, и что
г.
вълинскаго
.
84
трудность выражаться на язык’Ь, не только
необработанномъ, даже не тронутомъ, много
м'Ьшала ясности и красотЪ его слога. Басни
Кантемира интересны, какъ первые опыты
въ этомъ родЬ—не самаго автора, а русска-
го азыка. ' Ихъ, впрочемъ, немного — всего
шесть. Изъ девяти эпиграммъ выпишемъ
»одну для образчика.
На что Друзъ Лиду беретъ?—-Дряхла ужъ и
седа,
Съ трудомъ ножку воробья сгрызетъ въ пол-
обеда.
Къ старине охотникъ Друзъ, въ томъ забаву
ставитъ:
Лидой медалей чнсло собранныхъ прибавить.
Наконецъ, къ числу стихотворческихъ
трудовъ Кантемира принадлежать еще «Де
сять Писемъ Горащевыхъ», стихами безъ
риемъ, съ приложешемъ письма о русскомъ
стихосложенш, подъ вымышленнымъ име-
немъ Мдкетина, «Оды Анакреонтовы» (были
ли напечатаны, когда и гд4, или не были
напечатаны — неизвестно).
Сверхъ того,
Кантемиръ предупредить Ломоносова въ
нам'Ьреши — воспеть въ эпической поэме
подвиги Петра Великаго: поэма Ломоно
сова называлась «Петршдой*, Кантемира—
«Петреидой» и, подобно первой, не была
кончена. *)
Вс’Ь эти стихотворные, равно какъ и
нрозаичесте труды Кантемира очень важ
ны, какъ первые опыты, которые должны
были и другихъ подвигнуть къ литератур
ной деятельности; важны они еще и какъ
первый памятникъ тяжелой борьбы умнаго,
ученаго и даровитаго писателя съ трудно
стями языка, не только не разработаннаго,
но и нетронутаго, подобно нолю, которое,
кроме дикихъ самородныхъ травъ, ничего
не произращало. Перо Кантемира было
1) Труды Кантемира въ проз* были слЪдую-
гцю: 1)
Разговоры о множества, мгровъ, соч-
Фонтенелла,
перев. съ франц. Санктпетербургъ;
три изданш (когда вышло первое издаше, не
известно-, второе — въ 1761, третье —въ 1802);
оставшиеся въ рукописи: 2)
Юстинова исторгя;
3)
Еорнелт Еепотъ;
4)
Еевита таблица;
5)
Письма Персидскгя Монтескье;
6)
Епиктетово
нравоученге;
7)
Итальянскге разговоры Алге-
ротти о свктп
Все эти переводы интересны,
какъ живой памятникъ первой борьбы русскаго
языка съ европейскими идеями, и какъ факты
исторш русскаго языка. Сверхъ того, осталось
въ рукописи сочинеше Кантемира:
Руководство
къ Алгебрт,
и никогда не были обнародованы
его дипломатическая изъ Лондона и Парижа
реляцш, письма, замечания, вероятно, очень лю
бопытный не въ одномъ литературномъ отноше
нии. Изъ напечатанныхъ его сочинетй известно
еще:
Сильфотя или соглате на боговдохновен
ную книгу псалмовъ царя и пророка Давида
(Спб. 1727, второе издаше 1821). Это сводъ
всехъ стиховъ псалтыря, по азбучному по
рядку, для удобнейшаго пршскащя текстов!..